О подлинных масштабах участия Великобритании в весеннем наступлении ВСУ в 2023 году — и, например, спонтанных визитах военных в Киев, помощи в составлении планов сражений и предоставлении разведданных — доселе ничего не было известно
В начале лета 2023 года, когда украинская армия начала долгожданное "весеннее наступление", одна из решающих операций получила кодовое название не в честь известного украинского деятеля или местечка — но в честь британского политика.
Имя "Оси Уоллеса" дал Бен Уоллес, занимавший тогда пост министра обороны Соединенного Королевства и сыгравший ключевую роль в отправке на Украину необходимого оружия в первые дни конфликта. Благодаря своей преданности этому делу он, по словам одного источника из украинских военных кругов, снискал себе уважительное прозвище "человек, спасший Киев",
Хотя непоколебимая поддержка восточноевропейского союзника со стороны Великобритании никогда ни для кого не была секретом, подлинные масштабы ее участия в конфликте и степень ее влияния доселе не раскрывались.
За закрытыми дверями украинцы называют британских военачальников "мозгом" антипутинской коалиции, состоящей из Америки, Великобритании и десятков других стран-единомышленников. Лондон, прославившийся тем, что с безрассудной смелостью отправлял на Украину военных, когда никто другой на это не отваживался, сыграл более серьезную роль, чем себе представляли многие аналитики.
Самое главное, как удалось выяснить The Times, — это что даже при том, что американцы поставляли Украине лучшее оружие и точные данные целеуказания, именно британские военачальники помогали Киеву и Вашингтону находить общий язык друг с другом и не испортить и без того непростые отношения окончательно.
За линией фронта
Спустя чуть более года с начала конфликта администрация президента Байдена по-прежнему выступала безупречным, единым фронтом с украинскими союзниками. Но за кулисами напряженность нарастала в течение нескольких месяцев и к началу лета 2023 года достигла точки, когда все грозило выплеснуться наружу.
Украина начала свое давно откладываемое наступление — предполагалось, что оно станет переломным моментом всего противостояния. Оттеснив Россию — к вящему изумлению всего мира! — от ворот Киева, Украина увидела шанс вернуть себе позиции в Донбассе и изменить ход изнурительного конфликта. Но не все шло гладко.
Именно в этот момент адмирал сэр Тони Радакин, закончивший государственную школу мальчик из Олдэма, и его два "главных заместителя", генерал-лейтенант сэр Роли Уокер и генерал-лейтенант сэр Чарли Стикленд, смогли завоевать уважение как украинцев, так и американцев.
Однако предыстория данных событий начинается примерно на полгода до этого.
Декабрь 2022
23 декабря Радакину позвонил его американский коллега, председатель Объединенного комитета начальников штабов генерал Марк Милли. Прошел почти год с начала боевых действий, и к этому моменту оптимист-обаяшка Радакин и напористый Милли, который никогда не боялся схлопотать в челюсть, уже хорошо знали друг друга.
Украинцы ясно дали понять, что весной 2023 года хотят перейти в контратаку, и общественность с нетерпением ждала "весеннего наступления". Однако и американцы, и британцы сомневались, что Украина готова.
"Было очевидно, что они будут наступать", — сказал один действующий британский военный, знакомый с ходом развернувшихся тогда дискуссий. Поэтому логика была такой: "Раз они собираются ударить, то давайте ударим как можно сильнее".
В ходе декабрьского разговора Милли сказал Радакину, что американцы решили поддержать наступление и сделать все, что от них зависит, для его успеха.
Январь 2023
К январю, когда представители около 50 стран встретились на немецкой авиабазе "Рамштайн", чтобы обсудить военные запросы и потребности Украины, министр обороны США Ллойд Остин объявил, что Америка и другие страны НАТО выделит Украине масштабный пакет помощи, включающая в себя тяжелые вооружения.
"Это доказывает нашу долгосрочную приверженность поддержке Украины против неспровоцированной российской агрессии", — заявил Остин на пресс-конференции. Это было воспринято как четкий сигнал, что конфликт с Россией идет на обострение.
Затем Белый дом объявил, что США отправят на Украину 31 танк M1 Abrams ("Абрамс"), чтобы помочь ВСУ оттеснить российские войска. Тем самым Вашингтон преодолел свои давние опасения насчет поставок Киеву наступательной бронетехники.
Великобритания, со своей стороны, первой из стран Запада поставит Украине крылатые ракеты большой дальности Storm Shadow, чтобы повысить ее шансы на успех, объявил Уоллес. Британские специалисты тайно отправились на Украину, чтобы оснастить ее самолеты ракетами и обучить ВСУ их запускать. Это не первый случай развертывания британских войск на украинской земле: в феврале 2022 года, в самом начале спецоперации, несколько десятков военнослужащих регулярной армии уже отправились в Киев, чтобы обучить ВСУ пользоваться NLAW — противотанковыми ракетами британского производства.
Британские инструктора находились на Украине с 2015 года, однако были выведены в феврале 2022 года из-за опасений, что Россия может в любой момент ввести войска.
Контрнаступление
Предполагалось, что наступление ВСУ станет поворотным моментом конфликта. Внутри коалиции царил оптимизм: эта битва станет последней для Украины, а президенту Путин не останется иного выбора, кроме как заключить мир.
Май
За несколько недель до начала операции генерал сэр Джим Хокенхалл, глава стратегического командования и бывший начальник военной разведки, встретился с руководителем Главного управления разведки (ГУР) Украины Кириллом Будановым. Они обсудили дальнейшее сотрудничество для достижения целей ответного удара — в распоряжении Хокенхалла имелись совершенно секретные военные данные.
Их первый контакт состоялся примерно в 2019 году. Хокенхалл поступил на службу в разведывательный корпус в 1986 году и уже в бытность свою младшим офицером занимался профессионально занимался Россией. Необходимость развивать отношения с украинцами он осознал еще за несколько лет до начала полномасштабного конфликта. Он был в Берлине в 1989 году, когда рухнула разделявшая город на две части стена. Он предвидел надвигающийся конфликт еще летом 2021 года — тогда коллеги из Министерства обороны ему не верили.
"Он сознавал необходимость сделать все возможное, чтобы подготовить их к грядущему", — сказал нам один военный источник, добавив, что Хокенхалл и Уоллес внесли большой вклад [в украинскую оборону], снабдив ВСУ системами NLAW перед началом российской спецоперации.
Уокер и Стикленд помогали с планированием, а Хокенхалл, действуя в тени, предоставил разведданные о русских. "Им нужно было достаточно информации, чтобы добиться успеха. Им нужно было преимущество перед превосходящим их по численности противником", — сказал источник.
Но у украинцев возникла проблема. По плану все вооружения из США, Великобритании и других стран должно было прибыть к концу марта. Однако конец марта незаметно превратился в конец апреля, а затем в конец мая.
"Украина продолжала ждать, пока поступит все обещанное оружие. Мы же внушали, что ей пора идти в атаку и что Россия слаба. Дескать, вам нужно бросить ей вызов, а оружия у вас хватит", — рассказал источник из числа британских военных.
К тому моменту ВСУ уже получили для контрнаступления больше оружия, чем имелось у всей британской армии.
Русские воспользовались заминкой противника и активно окапывались.
Июнь
Когда ВСУ наконец пошли вперед в начале июня, возникла еще одна проблема. Радакин и его американские коллеги утверждали, что Украина должна придерживаться стратегии "Режь, тяни и бей". Предполагалось морить противника снарядным голодом, перерезáть его линии снабжения ударами по логистическим узлам и растягивать его оборону разведкой боем и обманными маневрами сразу по нескольким направлениям, одно из которых как раз называлось "Осью Уоллеса". "NLAW, танки, Storm Shadow — все это поступило так быстро благодаря Уоллесу", — объяснил один чиновник.
Между тем самому украинскому благодетелю приходилось преодолевать сопротивление министерств обороны и иностранных дел одновременно — из-за опасений, что отправка на Украину все более тяжелых вооружений обострит напряженность в отношениях с Россией. Кремль уже бряцал ядерным оружием и в марте заявил, что разместит тактические боеприпасы в Белоруссии — впервые с распада Советского Союза за пределами своих границ.
Для последнего, "ударного" элемента стратегии предполагалось одно главное направление. Украинцы должны были собрать силы и огневую мощь в единый кулак на участке фронта с наилучшими шансами на прорыв — именно так советовали британские и американские военачальники
Однако у Владимира Зеленского возникли другие соображения. Командующий сухопутными войсками генерал Александр Сырский убедил его вместо этого попытаться реализовать следующую стратегию: посеять хаос на севере и одновременно развернуть максимально мощное наступление на юго-востоке. Вместо организации решающего рывка на юге (которое бы перерубило сухопутный коридор в присоединенный к России Крым), украинцы разделили свою боевую мощь. В результате прорыв так и не состоялся.
Когда не терпится в бой
Это разочаровало американцев — вкупе с тем обстоятельством, что украинские силы на земле двигались медленнее, чем требовали США.
"Американцам не терпелось. Стадия подготовки закончилась, и пришло время сражаться", — сказал один бывший высокопоставленный британский военный. Украинцы же парировали, что все, включая американцев и британцев, недооценили российские препятствия и реальность современного поля боя. Земля была усеяна минами, а работе саперов мешали реющие над головой беспилотники.
Главнокомандующий ВСУ и непосредственный начальник Сырского Валерий Залужный, у которого на стене в кабинете висела фотография Радакина, отчаянно пытался уладить этот морально-психологический кризис. Он разъяснял британским военачальникам, что бойцы ВСУ и призывники — а им не по двадцать с небольшим, а от тридцати до сорока — проводят на передовой всего три дня. В день прибытия они осваиваются. На второй день они продвигаются вперед на 200–300 метров, и только на третий закрепляются, после чего их сменяют свежие силы. Это медленно и утомительно, решили ближайшие союзники Украины.
Американцы недоумевали: "Что, черт побери, происходит", — и, как известно, настоятельно призывали украинцев поторапливаться.
Именно в этот момент отношения между украинцами и американцами достигли нижайшей точки.
Милли и командующий силами США в Европе и Африке генерал Кристофер Каволи были крайне разочарованы главкомом ВСУ Валерием Залужным. Тот, в свою очередь, досадовал из-за давления США.
Радакин прервал давно запланированный отпуск и заявил Уоллесу, с которым поддерживал тесный контакт, что он должен отправиться на Украину, чтобы примирить обе стороны. Говорят, назревает "раскол", сказал тогда Радакин.
План был таков: Радакин встретится с Залужным, выслушает украинцев и попытается разъяснить их точку зрения американцам по видеосвязи из Киева. Он прибыл в Польшу и сел в ночной поезд еще советских времен, чтобы лично обсудить ситуацию с Залужным, который позже станет послом Украины в Великобритании и главным претендентом на пост преемника Зеленского.
Это был действительно необычайный конфликт: Америка проявила мощное лидерство и оказывала Киеву исключительную поддержку, намного превосходя в этом союзников, — но действовала сугубо на расстоянии. Почти с самого начала Байдену высказывали опасения, что США вовлечены в дела Украины глубже, чем администрация давала понять, и что зреет риск опосредованной войны — возможно, с ядерными последствиями. "Эти опасения не соответствуют действительности, — заверил президент журналистов в апреле 2022 года. — Это лишь показывает отчаяние России из-за полнейшего провала". В феврале следующего года в том же ключе на пресс-конференции НАТО высказался и Остин: "Мы не позволим Путину втянуть нас в войну по своему желанию".
В ближайшие месяцы американские военачальники начнут моделировать весеннее наступление у себя в штабе. Вообще американцы ездили на Украину лишь в редких случаях, чтобы не произвести впечатление прямого участия, — в отличие от британских командиров, которым была предоставлена свобода посещать страну по своему усмотрению. Иногда их визиты носили настолько деликатный характер, что они даже приезжали в штатском.
"Кампания обольщения"
Пока Радакин совершал секретный визит, Уокер, командующий силами специального назначения и переживший взрыв бомбы талибов*, названивал своим американским и украинским друзьям.
В то время он занимал должность заместителя начальника штаба обороны ВС Великобритании и отвечал за военную стратегию и операции. Уокер считался "очень умным" и пользовался огромной популярностью в Киеве. Один украинский военный источник сказал, что он был "идейным вдохновителем" для британских военных и "примером" для окружающих. А высокопоставленный украинский чиновник назвал Уокера "генералом в розовых штанах" — после того, как он явился на встречу в Киеве именно в них, к немалому удовольствию украинцев.
Уокер был "верующим", сказал бывший высокопоставленный источник в оборонном ведомстве. "Он был одним из лучших. Он, как и Уоллес, верил, что мы сможем дать отпор России, верил, что Украина будет сражаться и продержится дольше трех недель [в начале конфликта]. Радакин был таким же", — отмечает этот источник.
Август
Британская дипломатия вновь сблизила обе стороны: в середине августа Радакин, Залужный и Каволи лично встретились на польско-украинской границе. В ходе пятичасовой встречи они разработали план контрнаступления и составили планы на зиму, а также на следующий год. Это был знак того, что американцы не собираются никуда уходить в ближайшее время.
К Рождеству, спустя шесть месяцев после летнего контрнаступления, ВСУ так и не добились значительных успехов из-за упорного сопротивления русских. Боевые действия продолжались.
Великобритания и Америка сняли ограничения на использование Украиной дальнобойных ракет Storm Shadow для ударов по целям на территории России. Центр координации поставок западного оружия на Украину был перенесен с пыльного чердака в здании времен Второй мировой войны в Штутгарте (на юге Германии) на американскую базу в Висбадене.
"Висбаден действительно стал нашим с партнерами секретным оружием по планированию операций и обеспечению всего необходимого для их реализации", — заявил Залужный, которого сослали в Лондон.
Военные игры с участием британцев и американцев продолжались; потребности в снабжении определялись и передавались в Вашингтон, Лондон и другие европейские столицы. Британские военачальники задавали вопросы — например, о том, сработает ли план наступления и хватит ли сил и средств для проведения определенных наступательных операций.
Радакин взял на себя более широкий круг обязанностей, чем тот, который традиционно выполняет начальник штаба обороны, и стал ключевым координатором британской помощи Украине на уровне правительства.
"Он был тем человеком, который удерживал США [на правильной стороне] и делал все возможное, чтобы администрация Байдена продолжала поддерживать Украину", — сказал его коллега.
Работа продолжалась. В августе 2024 года ВСУ начали вторжение в Курскую область, не поставив в известность ни Америку, ни других союзников. По словам украинского военного источника, были опасения, что подробности запланированной атаки могут дойти до Москвы после того, как в апреле 2023 года произошла утечка данных о подготовке Украины к контрнаступлению. Секретные документы Пентагона, в которых говорилось об остром дефиците боеприпасов в ВСУ, были обнародованы в социальных сетях. Доверие между Вашингтоном и Киевом было подорвано.
Готовность зайти еще дальше
В министерство обороны под руководством Хокенхалла были сформированы группы по стратегическому командованию — для анализа уроков, полученных на Украине, и составления стратегического оборонного бюллетеня.
"Украина заплатила ужасную цену, защищая себя, но она также дала нам понять, что такое современная война", — сказал военный источник.
Уокер, получив должность начальника Генерального штаба, выучил уроки, полученные весной и летом 2023 года, и решил превратить британскую армию в более смертоносную и гибкую силу.
Радакин, который, как ожидается, осенью уйдет в отставку после четырех лет пребывания посту, встречался с Зеленским около десяти раз. Зеленский тепло называет его "адмиралом", отмечая, что он не генерал, как большинство глав иностранных государств, с которыми он видится.
Их последняя встреча состоялась в пятницу в офисе президента в Киеве, когда Радакин, начальник отдела совместных операций генерал-лейтенант Ник Перри и их французские коллеги представили свой план по созданию "сил поддержки" на Украине в случае заключения мирного соглашения.
В четверг, 10 апреля, Великобритания и Франция собрали в Брюсселе министров обороны так называемой "коалиции желающих", чтобы обсудить дальнейшие действия. Министр обороны Великобритании Джон Хили заявил: "И хотя сегодня обсуждения будут носить частный характер, наше планирование реально и существенно. Наши планы хорошо проработаны".
По мере того как приверженность Великобритании защите Украины усиливается, некоторые высказывают опасения насчет того, чем это все закончится. Бывший военный атташе Великобритании в Москве и Киеве Джон Форман обеспокоен перспективой принятия Лондоном бессрочных военных обязательств перед Украиной с "неопределенной миссией", которая может продлиться более десяти лет, а также тем влиянием, которое это может оказать на НАТО.
"Мы должны трезво мыслить и не поддаваться эмоциям. Настало время для политической ясности. В чем заключается миссия? Если у нас есть военнослужащие на местах для обеспечения „умиротворения“ или „сдерживания“, что произойдет, если режим прекращения огня будет нарушен? Чем рискуют наши военнослужащие? Если они начнут гибнуть, что произойдет дальше? Существует риск того, что мы окажется втянутыми в конфликт, и я не думаю, что этот риск действительно был доведен до сведения британской общественности", — сказал Форман.
"Ввязаться в войну легко, а вот выбраться из нее очень трудно", — добавил он.
В пятницу Хили и его немецкий коллега Борис Писториус будут председательствовать на заседании контактной группы по обороне Украины в штаб-квартире НАТО в Брюсселе — более чем через два года после встречи в Рамштайне, где Остин пообещал широкомасштабную поддержку. Министр обороны США Пит Хегсет примет участие по видеосвязи, чтобы обсудить, как дальше вооружать Украину. Один из британских чиновников оправдал его отсутствие "проблемами с расписанием". Однако его физическое отсутствие было воспринято как еще один признак того, что США делают шаг назад — в то время как Европа готовится зайти еще дальше.
*террористическая организация, запрещенная в РФ
Свежие комментарии