Прежде визиты иностранных лидеров в Белый дом становились поводом для личной дипломатии, дружеских похлопываний по плечу и искрящихся улыбками фотосессий.
Но февральский разнос, который Дональд Трамп устроил президенту Украины Владимиру Зеленскому, перечеркнул принятые нормы Овального кабинета и вверг в панику некоторых иностранных лидеров.
“Вам следовало бы проявить побольше благодарности”, — отчитал Трамп Зеленского перед объективами телекамер, после чего к выволочке присоединился вице-президент Джей Ди Вэнс.
Украинский лидер запросил больше помощи в конфликте с Россией, однако Трамп в какой-то момент пригрозил предоставить Украину самой себе, и вскоре встреча вылилась в банальную перебранку.
Иностранные высокопоставленные лица сделали выводы после этого визита — равно как и после необоснованных упреков в геноциде, которые Трамп бросил в лицо президенту ЮАР Сирилу Рамафосе. А также после натянутой беседы с премьер-министром Канады Марком Карни: визиты в Овальный кабинет на втором сроке Трампа требуют совершенно иного подхода.
Пятеро бывших высокопоставленных дипломатов, прежде занимавшихся подготовкой подобных встреч, сравнили Белый дом Трампа с боксерским поединком или телешоу.
По их словам, лидерам предстоит должны морально готовиться к дипломатическому “джиу-джитсу” и троллингу и даже настраиваться на лесть “северокорейского образца”. И никогда — никогда и ни при каких обстоятельствах — не говорите Трампу перед камерой, что он в чем-то неправ.
“Никогда и ни в чем не перечьте Трампу публично, потому что тогда он потеряет лицо, а этого он не потерпит”, — сказал Жерар Аро, посол Франции в США на первом сроке Трампа.
В преддверии визита в Белый дом премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху появились признаки того, что даже он изо всех сил стремится избежать препирательств — несмотря на тесные отношения с Трампом. После того, как во вторник Трамп заявил, что планирует “очень решительно” поговорить с Нетаньяху о необходимости прекращения огня в секторе Газа, один израильский чиновник дал понять, что условия 60-дневного прекращения огня были приняты примерно через 24 часа.
Трамп 2.0
Бывший министр иностранных дел Литвы Габриелюс Ландсбергис считает, что визиты иностранных лидеров в Овальный кабинет для Трампа — “шанс заявить о себе как об альфа-самце, который расталкивает одних и подавляет других”. “Это шоу”, — сказал он CNN.
Это косвенно признал сам Трамп, съязвив после встречи с Зеленским закончилась: “Вот здорово будет смотреться на телеэкранах”.
Бывший посол Мексики в Вашингтоне Артуро Сарухан назвал такой формат встреч “дипломатическим вандализмом и троллингом”.
Иностранные чиновники говорят, что на втором сроке Трамп превзошел самого себя. “В 2017 году он якобы изучал азы государственного управления. А мне сдается, что он нащупывал границы собственной власти”, — сказал бывший посол Австралии в США Джо Хокки.
Бывший французский посланник Аро вспоминает, что Трамп в 2017 году казался “неуверенным в себе”. “Он не знал, как что делается, и злился, когда его опекали”, — добавил он.
Трамп и сам признал, что чувствует себя гораздо увереннее в должности на втором сроке — и явственно дал понять, что его куда меньше беспокоят потенциальные последствия или критика.
Вернувшись в Белый дом, президент стал более падким на сделки и выгодные размены, сказал Хокки, назвав его “более грозным переговорщиком”. С января как союзники, так и враги борются со шквалом беспрецедентных пошлин, унижаясь и задабривая Трампа ради более выгодных торговых условий.
По словам Аро, это выбило некоторых лидеров из колеи: “Особенно это касается европейских лидеров. Они находятся в состоянии своего рода отрицания. Они паникуют”.
Разрыв с прошлым
Украшенный позолотой Овальный кабинет с некоторых пор источает типично трамповскую атмосферу, а предметы на стенах отражают его специфическую трактовку американской истории. Его кабинет — это не только рабочее место, но и своего рода выставка.
Это не единственная перемена.
В отличие от бюрократической машины прошлых администраций, Белый дом Трампа больше напоминает королевскую семью или царский двор, сказал Аро. Без “личного доступа” к Трампу или его близким родственникам нечего рассчитывать на успех. И даже аудиенция еще не гарантия, что вы сможете на него повлиять.
При прошлых администрациях “были свои правила”, добавил Аро. Встречи в Белом доме обычно планируются за много месяцев и считаются уникальной возможностью для иностранных лидеров встретиться с президентом США — и произвести впечатление.
“Соблюдались элементарные правила приличия”, — сказал он.
Такие визиты были призваны продемонстрировать достойное и уважительное отношение к иностранным лидерам и, откровенно говоря, гарантировать выгоду обеим сторонам, сказал Руфус Гиффорд, посол США в Дании до 2017 года и руководитель протокола при президенте Джо Байдене. В этой должности Гиффорд отвечал за координацию встреч между президентом США и иностранными лидерами.
“Наш совет всегда был донельзя прост: попытайтесь воспользоваться по максимуму теми немногими моментами, что вам выпали, — добавил Гиффорд. — Это должна быть приятная встреча, в ходе которой вы узнаете друг друга поближе”.
Сарухан, посол Мексики в США при Буше и Обаме, сказал, что его команда перед визитом предоставляет президенту подборку тем для снятия напряжения и разрядки и намечает области общих интересов — все, что угодно, лишь бы смазать колеса дипломатии.
Известно, что президент Висенте Фокс посетил ранчо бывшего президента Джорджа Буша-младшего в Техасе, после того как Буш побывал у самого Фокса в Мексике несколькими годами ранее. Сарухан сказал, что фотографии визитов оказались “на вес золота”, добавив, что им предшествовали многочасовые обсуждения обеих президентских команд.
А перед инаугурацией бывшего президента Барака Обамы, вспоминает Сарухан, посольство организовало выставку произведений мексиканского искусства в округе Колумбия, чтобы Обама мог встретиться с тогдашним президентом Мексики Фелипе Кальдероном.
“Это был гол с углового, если воспользоваться футбольной терминологией”, — сказал Сарухан.
Ценные советы
“Мыслите как телевизионщик”, — вот как Ландсбергис посоветовал готовиться к встрече с бывшей звездой реалити-шоу, выбившейся в президенты.
Он сказал, что мировые лидеры учитывают и восприятие домашней публики. Спорить с Трампом, даже парируя фактами, рискованно, но это не обязательно проигрышная стратегия, сказал Ландсбергис. Сарухан подтвердил, что лидерам может быть выгодно показать, что им по силам дать отпор президенту США и справиться с его “джиу-джитсу”.
“Не следует рассчитывать, что все пройдет без сучка и задоринки, — сказал Гиффорд, чиновник Белого дома при Байдене, также работавший в предвыборном штабе Камалы Харрис. — Дональду Трампу нравится выводить иностранных лидеров из равновесия”.
Иногда это проявляется физически — нередко в жестких рукопожатиях. Для Аро это стало личным вызовом, когда его начальник Эммануэль Макрон впервые встречался с Трампом в 2017 году.
“Имейте в виду: он будет давить вам руку. Будьте готовы сопротивляться”, — предупредил Аро.
Теперь же он советует подыгрывать.
“Сперва надо изобразить благодарность. Не скупитесь на похвалы в адрес президента. В Белом доме в некотором смысле завелись северокорейские церемонии, — сказал он. — И не перебивайте, пусть Трамп выговорится”.
“Телефонный разговор с Трампом — это минимум на 45 минут, из которых 40 займет он сам”, — добавил он.
Гиффорд предостерег от притворных попыток очаровать Трампа: “Это может сработать на короткое время, но не в долгосрочной перспективе. И он обведет вас вокруг пальца”.
Риск оправдывает себя
“Я не понимаю, почему иностранные лидеры продолжают приезжать в Овальный кабинет, рассчитывая, что все будет по-прежнему. Ничего подобного”, — сказал Гиффорд, добавив, что Трамп не придает альянсам того значения, что его предшественники.
Несмотря на шанс опростоволоситься в прямом эфире на весь мир, словно в шоу Трампа “Ученик”, Ландсбергис считает, что награда за визит в Овальный кабинет перевешивает риск получить от Трампа взбучку.
Для такой небольшой страны, как Литва, это “единственный шанс” донести напрямую до Трампа важный посыл или оценку рисков — например, касаемо украинского конфликта.
Но чтобы пройти живым минное поле заготовленных в Овальном кабинете колкостей и неловких моментов перед телекамерами, нужно относиться к могущественнейшему человеку на земле как к “капризному и взбалмошному ребенку”, сказал Аро.
“В итоге Трамп принимает решения единолично, — заключил он, — и делает это спонтанно”.
Свежие комментарии