Несмотря на нехватку ресурсов и постоянные обстрелы, украинские подразделения операторов дронов непрерывно совершенствуют свои инструменты, в том числе копируя российские технологии.
На проселочной дороге под Шосткой (Сумская область, северо-восток Украины) небольшая колонна внедорожников останавливается посреди поля.
Сергей Костинский переводит телефон в авиарежим, выходит из машины и проходит 200 метров пешком к ничем не примечательному зданию. Этот 43-летний высокий блондин с бородой командует ротой операторов беспилотников (около 100 военных) в составе 104-й бригады территориальной обороны. Здесь, в 20 километрах от российской границы, находится командный центр подразделения "Серафимы".Главная опасность исходит с неба. Шостка, будучи ключевым промышленным центром по производству взрывчатки и боеприпасов, неоднократно подвергалась массированным авиаударам. Заводы "Звезда" (порох) и "Импульс" (детонаторы) были атакованы несколько раз в 2024 году, в том числе 31 декабря, когда по ним выпустили 13 баллистических ракет. "Наш главный национальный центр производства боеприпасов уничтожен, — с горечью говорит Антон Сербин, офицер 104-й бригады. Город остается под пристальным наблюдением противника.
Из соображений безопасности нельзя описывать ни здание, где базируются "Серафимы", ни его местоположение. "Три месяца назад мы переехали сюда после того, как наш старый штаб попал под удар российского дрона "Ланцет", — рассказывает один из военных 104-й бригады, попросивший не называть его имени. — "Ланцет" (с боевой частью до 12 кг) уничтожил только машины, но мы поняли, что нужно срочно искать новое укрытие". Поэтому военные стараются не оставлять несколько автомобилей в одном месте.
Телефоны приходится выключать: российские разведывательные дроны, постоянно патрулирующие украинские тылы, способны обнаруживать скопления мобильных устройств и даже идентифицировать номера. Иностранные номера вызывают у них особые подозрения. Русские не колеблясь запустят баллистическую ракету "Искандер-М", если заподозрят, что нашли вражеский штаб. Выжить после удара полутонной боеголовки на гиперзвуковой скорости могут только самые глубокие бункеры.
"Убивать все лучше и лучше"
Штаб "Серафимов" состоит из трех основных помещений: мастерской по сборке дронов, склада и командного центра. Две небольшие комнаты (кухня и административный кабинет) дополняют картину. На складе хранятся недавно приобретенные дроны, а также трофейные российские аппараты, найденные на поле боя в разной степени сохранности. Их разбирают и изучают в мастерской, применяя методы обратной разработки.
"Мы помогаем друг другу убивать все лучше и лучше", — смеется Антон Сербин, говоря о русских. Кстати, еврейская этимология слова "серафим" связана с понятиями "жгучий" и "ядовитый". Библейские серафимы — шестикрылые существа, образующие преторианскую стражу вокруг Бога.
На столах разложены различные модели дронов-камикадзе, компьютерная техника, инструменты для авиамоделирования, электроники и 3D-принтеры.
Один из техников "Серафимов" обращает внимание на крылатый дрон российского производства "Молния-2". Его конструкция предельно проста — два металлических стержня под композитным крылом. "У русских иногда бывают хорошие идеи, но они редко доводят их до конца. Мы скопировали "Молнию", улучшили компоненты и конструкцию — и получилось очень эффективное и дешевое оружие", — говорит он.
В "Серафимах" считают, что крылатые дроны пока недооценены по сравнению с квадрокоптерами FPV, которые доминируют на поле боя последние полтора года. Эти мини-самолеты до недавнего времени использовались в основном для разведки. Они летают выше, дольше и стоят намного дороже — десятки тысяч евро за штуку против 300–600 евро за квадрокоптеры. Украинская копия "Молнии" обходится примерно в 1000 евро.
"Мы еще тестируем нашу модель. Вчера она пролетела 70 километров и может нести до 10 кг взрывчатки — этого достаточно, чтобы уничтожить бронетехнику. Радиус действия в три раза больше, чем у самых мощных квадрокоптеров". Это также дешевле и точнее, чем 155-мм снаряд, который Украина вынуждена импортировать и который может стать дефицитом без американских поставок. Недавно один украинский производитель начал массовый выпуск крылатого дрона "Дартс" с дальностью 50 км, который "Серафимы" уже используют.
В командном центре десяток огромных экранов (некоторые их них сенсорные) позволяют одновременно отслеживать в реальном времени ситуацию на нескольких участках фронта. Позиции подразделений обеих армий выделены с точностью до метра с помощью цветовой индикации. "Серафимы" имеют доступ к украинской системе управления театром военных действий "Дельта", которая интегрирует данные с множества датчиков (дроны, спутники). Эта система позволяет штабу координировать действия операторов дронов, временно прикомандированных к подразделениям на самых горячих участках фронта в Харьковской, Луганской и Донецкой областях — даже если те находятся на значительном удалении.
Эволюция технологий
Хотя Шостка не подвергается масштабным наземным атакам, ее географическая изолированность значительно осложняет оборону. Бойцы 104-й бригады сообщают, что попытки проникновения разведгрупп противника происходят ежедневно, равно как и обстрелы артиллерии и атаки дронов.
"Русские планируют прорыв в районе Глухова [в 35 км к юго-востоку от Шостки], чтобы перерезать наши логистические пути, — объясняет Сергей Костинский. — Вопрос лишь в том, где именно и когда они нанесут удар. Обширные болотистые территории в этом районе ограничивают их возможности для маневра, поэтому мы сосредоточились на уничтожении любых скоплений войск противника в радиусе 30 километров".
Сложное оборудование в лаборатории и командном центре свидетельствуют о стремительном повышении профессионализма подразделения, изначально сформированного в составе Сил территориальной обороны (СТО) — хуже всех обеспеченного ресурсами и наименее престижного компонента украинских вооруженных сил. Изначально СТО комплектовались в основном гражданскими лицами без военного опыта под руководством резервистов. Сергей Костинский, уроженец Крыма и бывший министерский советник, отмечает: "Все мы пришли в эту войну рядовыми солдатами".
Он подчеркивает, что Украина стала уникальным испытательным полигоном для войн будущего. Он с сожалением констатирует, что "европейцы наблюдают за этим со стороны", не осознавая масштабов эволюции боевых технологий и тактики. "К сожалению для нас, европейцев, наибольшую выгоду из этого опыта извлекают Россия и ее союзники: Северная Корея, а через них — и Китай, который достиг абсолютного доминирования в производстве беспилотников".
Свежие комментарии