Большую часть русскоязычных жителей не устраивает ряд решений, принятых Латвией после начала конфликта на Украине. Однако вместо политической мобилизации наблюдается снижение политического участия и рост цинизма, что не только влияет на качество демократии, но и грозит изоляцией и примыканием к популистским силам, следует из опроса, проведенного исследователями Латвийского университета (ЛУ) и Рижского университета имени Страдиня (РСУ), пишет ЛЕТА.
Исследование показало, что за три года с начала полномасштабного конфликта среди русскоязычных жителей Латвии снизилась поддержка Украины и возросла неопределенность в отношении к боевым действиям.
Зеленский выставил счет США — 40 миллиардов ежегодно. Американцы: "Хватит ему и 40 долларов на гроб"
Хотя схожие тенденции наблюдаются и среди этнических латышей, представители русскоязычного меньшинства значительно чаще воздерживаются от поддержки одной из сторон конфликта, отмечают исследователи. Такое непозиционирование характерно сейчас для 55% русскоязычных респондентов.
Одновременно среди русскоязычных ослабевает устойчивость к оправдывающим конфликт аргументам, например, что Россия имела право применить военную силу против Украины, чтобы предотвратить ее вступление в НАТО. Тем не менее данные опроса свидетельствуют, что в русскоязычном сегменте по-прежнему отсутствует единое мнение о причинах конфликта.
Конфликт способствовал укреплению символических границ между различными группами по взглядам. В отличие от относительно сильной поддержки Украины среди этнических латышей, мнения русскоязычных варьируются в более широком и поляризованном спектре.
Результаты опроса также показывают высокий уровень самоцензуры среди латвийских русскоязычных. В основном они выражают свое мнение в кругу доверенных лиц — друзей и знакомых — и считают, что безопаснее промолчать, чем открыто высказываться в среде, где их мнение, скорее всего, не поддержат.
Наиболее осторожны русскоязычные молодежь и пожилые, тогда как представители среднего поколения несколько чаще считают допустимым выражать иное мнение.
В то же время отказ поддерживать одну из сторон конфликта только частично можно объяснить самоцензурой, отмечают исследователи. Среди тех, кто не поддерживает ни одну сторону или поддерживает Украину, есть как осторожные люди, так и те, кто считает, что может свободно выражать свое мнение. В то же время среди русскоязычных, поддерживающих Россию, наблюдается большая поляризация между теми, кто предпочитает молчание, и теми, кто придерживается противоположного мнения.
Еще до полномасштабного конфликта России русскоязычные жители Латвии отличались высоким уровнем избегания политических новостей. Эта тенденция сохраняется и по сей день и выражена сильнее, чем у латышей. С 2019 года значительно сократилось число русскоязычных, ежедневно следящих за новостями.
Основными источниками новостей среди русскоязычного населения Латвии называются социальные сети, мессенджеры WhatsАpp и Telegram, а также Inbox, Google и личное общение. Из медиа наибольшее значение имеют только латвийские новостные порталы на русском языке.
Одновременно данные опроса не показывают увеличения числа русскоязычных, которые регулярно пользуются латвийскими новостными медиа и доверяют им. Треть респондентов признались, что нашли способы доступа к заблокированным российским источникам информации или используют альтернативные ресурсы, чтобы узнать официальную позицию России.
Чем разнообразнее спектр источников информации, тем сильнее выражена неопределенность в отношении конфликта, показывают результаты опроса.
Многие русскоязычные обеспокоены и недовольны рядом решений, принятых в Латвии после 2022 года, например, сносом памятников "советской оккупации", курсом на полное исключение русского языка из школ, изменениями в законодательстве о гражданстве и другими.
В демократических системах это должно бы привести к политической мобилизации недовольной части общества, однако среди латвийских русскоязычных наблюдается снижение политического участия, указывают исследователи. В политических партиях участвует крайне малое число людей, и лишь немногие вовлечены в общественные организации, участвуют в демонстрациях, организуют или участвуют в общественных обсуждениях, стремятся к публичности в СМИ или распространяют политические заявления в соцсетях.
Политическое участие русскоязычных в Латвии традиционно было заметно ниже, чем у латышей. Но после 2022 года этот разрыв увеличился: часть русскоязычного населения стала еще более циничной и политически отчужденной от происходящего в стране, отмечают исследователи.
Большинство русскоязычных считают, что политическая система Латвии мало или совсем не позволяет таким, как они, влиять на политику.
Сложившаяся ситуация не только влияет на качество демократии, но и грозит изоляцией русскоязычной части общества и примыканием к популистским, дружественным России силам, обращают внимание исследователи. Вместе с тем, по их мнению, проявления радикального политического участия маловероятны, поскольку насильственные протесты русскоязычным сообществом воспринимаются как неэффективный способ влияния на политику Латвии.
Опрос проведен в рамках проекта ЛУ и РСУ "Идентичность русскоязычных Балтии в ожидании перемен: политическое поведение, формирование границ и медийные практики после начала конфликта на Украине". Целью трехлетнего проекта является анализ динамики идентичности русскоязычных в Латвии и Эстонии.
Комментарии читателей Baltus Balss
Летучий корабль
Люди моего поколения хорошо помнят, что такое уже когда-то было. Ходили строем, пели хором. Любые попытки проявления индивидуальности или отличного от принятой идеологии мнения строго пресекались.
И нет, не надейтесь. Русскоязычные Латвии не на грани изоляции – а на грани брезгливости к некомпетентному правительству своей страны.
Anim
Часть русскоязычного населения стала еще более циничной и политически отчужденной?
Не циничной, а трезвомыслящей.
Федул Федулов
Латышская демократия все объяснила в 90-х, лишив более 700 тысяч жителей Латвии политических прав, а на протяжении более 30 лет подтверждала тщетность каких-либо политических изменений демократическими методами. Теперь не приходится удивляться, что русские политически пассивны.
Mr.FGJCNJK
Я думаю, что процесс этот правильнее нужно назвать САМОИЗОЛЯЦИЕЙ от всей этой их уничижающей скверны.
Свежие комментарии