На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Будь в курсе✴

36 188 подписчиков

Свежие комментарии

  • Eduard
    Эти игры в "солидарность" которая мафией попахивает закончилась!Германия разочаро...
  • Eduard
    У всех свой ум!Германия разочаро...
  • Antanas
    Народ выбирает своих вождей.Макрону власти больше не видать.👍👍👍.Нервы французов н...

Недостающая опора: эксперты выяснили, чего не хватает НАТО

В то время как на Украине бушует военный конфликт, а в США накаляется президентская кампания, лидеры НАТО пытаются решить, как подготовить альянс ко всем возможным последствиям текущих событий. Министры обороны Германии и Дании предупредили, что Россия может атаковать страны-члены НАТО "в течение пяти лет".

Конфликт может начаться и раньше, если Россия добьется прорыва на поле боя на Украине. А к концу года бывший президент США Дональд Трамп, который призвал российских лидеров "делать все, что они хотят" с членами НАТО, которые "не платят", имея в виду военные расходы альянса, может стать вновь избранным американским президентом. Между тем, кто бы ни занял Белый дом, этот политик продолжит перебрасывать ресурсы США в Индо-Тихоокеанский регион. Мощь Соединенных Штатов в Европе будет ослабевать. Вопрос лишь в том, произойдет ли это постепенно или внезапно.

Трансатлантическая безопасность построена на двух столпах: мощи США и мощи Европы. Если Соединенные Штаты отступят в своих обязательствах по отношению к НАТО или их силы будут слишком сильно растянуты между театрами военных действий, Европе придется самой нести бремя защиты континента. Однако на данный момент она не готова к такой ответственности. Хотя европейские правительства и увеличивают свои инвестиции в оборону и помощь Украине, некоторые европейские члены НАТО все еще не достигают целевых показателей расходов альянса на оборону. Впечатляющее количество техники и боеприпасов, которые европейские страны передали Украине, также истощило многие из их собственных запасов оружия.

Укрепление европейской опоры НАТО является четким ответом на проблему безопасности континента. Однако на протяжении 25 лет Соединенные Штаты неохотно поддерживали более активную роль Европы в альянсе. Несмотря на то, что Вашингтон призывал своих европейских союзников тратить больше средств на оборону, лидеры США не хотели отдавать европейцам бразды правления трансатлантической безопасностью. Теперь настало время изменить это мышление. Когда лидеры союзников встретятся в Вашингтоне на саммите, посвященном 75-летию НАТО в июле, они должны взять на себя обязательство по укреплению европейской обороны. Европе необходимо вкладывать больше денег в укрепление своего военного потенциала и боевой мощи, а также в улучшение координации усилий отдельных стран. Соединенные Штаты должны поощрять такую ​​трансформацию, а не мешать ей, Европейский союз тоже должен помогать им в этом. Без более сильной европейской опоры альянса НАТО Россия будет продолжать угрожать трансатлантической безопасности, а США не смогут сосредоточить свои ресурсы на Китае.

Так второй столп или пятая колонна?

Всегда было принято считать, что НАТО была построена на мощи США, но на самом деле обязательства по коллективной безопасности впервые возникли именно в Европе. В 1948 году Бельгия, Франция, Люксембург, Нидерланды и Великобритания подписали Брюссельский договор, который содержал пункт о взаимной обороне. Договор убедил скептически настроенный Конгресс США в том, что европейские страны будут преданными партнерами в области обороны в начинающейся холодной войне, и в следующем году Соединенные Штаты согласились создать НАТО.

Европа действительно полагалась на гарантии безопасности со стороны США на протяжении всей холодной войны. Но после распада Советского Союза появились некоторые признаки того, что Европа может играть и более активную роль в собственной обороне. Такие документы, как стратегическая концепция НАТО 1991 года и Маастрихтский договор 1992 года, в результате которого был образован Европейский союз, содержали формулировки о том, что Европа принимает на себя новые оборонные обязанности для укрепления "европейской опоры Атлантического альянса". Однако на практике, с исчезновением Советского Союза, Европа свою обороноспособность ослабила. Средние расходы на оборону в европейских странах упали с более чем 3% ВВП во время холодной войны до 1,6% в 1995 году. Балканские войны 1990-х годов выявили упадок европейских вооруженных сил. Даже когда в военные операции вмешивалась НАТО, большую часть боевых действий все равно вели американские военные.

Опыт Балкан стимулировал изменения внутри ЕС. В 1998 году Франция и Великобритания подписали декларацию Сен-Мало, которая впервые обещала общую европейскую оборонную стратегию и должна была заложить основу для вооруженных сил ЕС. Но даже несмотря на то, что американские чиновники выражали свое разочарование по поводу неадекватных возможностей Европы в военном плане во время балканского кризиса, Вашингтон был больше обеспокоен тем, что все более автономная Европа подорвет авторитет США в НАТО и поставит под угрозу сплоченность альянса. Соединенные Штаты настаивали на том, что ЕС не может проводить политику, которая дублирует ресурсы НАТО, отделяет европейскую оборону от НАТО или дискриминирует членов НАТО, не входящих в ЕС, – так называемая концепция "трех D". Разговоры о европейской опоре вышли из моды, а усилия ЕС по повышению своей обороноспособности дали ограниченные результаты.

Сегодня европейский столп должен стать целью, к которой следует стремиться, а не чем-то, от чего следует уклоняться. Сильная Европа внутри НАТО не будет делить альянс на две части или требовать, чтобы НАТО передала ЕС свою ответственность за коллективную оборону. СВО России на Украине показала, что эти два института обеспечивают безопасность Европы взаимодополняющим образом. ЕС обладает огромным коллективным финансовым и промышленным потенциалом. Институты ЕС на сегодняшний день являются крупнейшим донором Киева, и ЕС помог странам-членам отправить на Украину большое количество вооружений. Но только НАТО может организовать защиту Европы: политика сдерживания, принятая в НАТО, подкрепленная положением о том, что нападение на одного члена является нападением на всех, позволяет союзникам поддерживать Украину, не опасаясь репрессий со стороны России. Более того, в европейскую опору входят члены НАТО, не являющиеся частью ЕС, такие как Норвегия, Турция и Великобритания.

Европейский столп НАТО следует рассматривать как сумму усилий европейцев по укреплению обороны Европы, независимо от того, какой институт претендует на это. Все инициативы, выдвинутые НАТО, ЕС, двустороннее сотрудничество и другие гибкие партнерства, могут только укрепить этот столп.

Тратить больше, тратить лучше

Первым шагом для европейских стран является увеличение расходов на оборону – область, в которой они уже добились заметных успехов. В 2014 году только Греция, Великобритания и США потратили на оборону не менее 2% своего ВВП. Теперь это делают 18 членов НАТО. Некоторые даже превышают этот показатель: Польша тратит 4%, а каждая из трех стран Балтии — около 3%. Европейские члены НАТО в этом году коллективно инвестируют 380 миллиардов долларов в оборону, а Европа потратила на помощь Украине гораздо больше, чем Соединенные Штаты. Но некоторым европейским союзникам еще предстоит достичь целей НАТО по расходам на оборону, а Европа истощила собственные запасы оружия и боеприпасов, отдав их так много Украине. Между тем, сейчас Россия тратит 7,5% ВВП на свою армию.

Поскольку экономика Европы намного больше, чем экономика России, европейским странам не нужно догонять ее по военным расходам в 7,5%. Но им нужно сделать шаг вперед и согласиться на новую цель расходов. Цель в 2% была установлена ​​в 1999 году, когда НАТО еще не столкнулась с наступательной Россией на своих границах. Теперь союзникам следует взять на себя обязательства по достижению более смелой цели, например, расходовать не менее 2,5% ВВП к 2030 году — цифра, которая находится на одном уровне с тем, что европейские страны тратили во время холодной войны, и соизмеримая с сегодняшней угрозой. Однако в настоящее время только пять государств-членов НАТО соответствуют этому показателю. НАТО также следует разработать новый способ оценки вкладов членов, который учитывает не только их оборонные бюджеты. НАТО могло бы оценивать страны, как международные рейтинговые кредитные агентства, принимая во внимание целевые показатели расходов, боевую мощь и возможности.

Тотальные инвестиции в оборону — не единственная проблема Европы. Многие страны не могут координировать военные закупки, что приводит к разрыву в их возможностях и увеличению их зависимости от Соединенных Штатов. Европейские члены НАТО должны адаптировать свои расходы для устранения своих наиболее серьезных недостатков, а именно в противовоздушной и противоракетной обороне, оружии большой дальности, средствах разведки, стратегическом транспорте, средствах дозаправки в воздухе и подавлении противовоздушной обороны противника. В долгосрочной перспективе им следует инвестировать в новые инструменты, такие как искусственный интеллект, автономные системы, кибертехнологии, космические технологии, гиперзвуковые технологии и противогиперзвуковые технологии, чтобы сохранить качественное преимущество над Россией. У ЕС есть ресурсы и механизмы для оказания помощи в этих усилиях, предлагая финансирование через такие программы, как Европейский оборонный фонд и Европейская оборонно-промышленная программа. Государства-члены ЕС также рассматривают возможность выпуска "европейских оборонных облигаций" для финансирования инвестиций в устранение пробелов в военном потенциале, а также учреждения нового поста комиссара по обороне для координации финансовых и промышленных инициатив.

Европейские страны также должны иметь возможность внести больший вклад в формирование вооруженных сил альянса. В июне 2022 года НАТО объявила, что увеличит численность войск повышенной боеготовности в семь раз, а это означает, что теоретически 300 тысяч солдат будут готовы вступить в бой с уведомлением менее чем за 30 дней. Но на практике численность вооруженных сил и военной техники европейских союзников оставалась неизменной или даже сокращались в течение последнего десятилетия из-за недостаточного инвестирования, а также проблем с набором и удержанием в армии военнослужащих. Чтобы гарантировать, что НАТО по-прежнему сможет разместить в Европе достаточное количество войск, союзникам следует скорректировать свои планы обороны, которые были согласованы на прошлогоднем саммите в Вильнюсе. Впервые со времен "холодной войны" перед союзниками стоят конкретные цели по созданию национальных вооруженных сил, которые они должны выполнить, исходя из своего географического положения и национальной мощи. Речь идет, например, о растущих сухопутных войсках Польши или достаточно сильных военно-воздушных и военно-морских возможностях Соединенного Королевства. Но ответственность за выполнение поставленных задач по-прежнему лежит на союзниках. Стандартизация национальных подходов к резервным силам и призыву на военную службу в рамках НАТО также поможет увеличить численность личного состава, но будет непростой, учитывая разнообразие взглядов по этому вопросу среди союзников. НАТО также следует подготовиться к сценарию, в котором европейским силам придется заменить силы США, отправляющиеся на другие театры военных действий, что требует, чтобы Вашингтон был более открыт со своими европейскими союзниками в отношении того, как его планы в Индо-Тихоокеанском регионе могут изменить размещение сил США в Европе.

Европейским странам-членам НАТО также необходимо лучше координировать свое оборонное производство. В течение многих лет его динамика развивалась в неправильном направлении: среди стран ЕС совместные оборонные закупки упали с 21% от общего объема закупок в 2016 году до 11% в 2020 году. Сейчас ЕС пытается повернуть эту тенденцию вспять, ставя амбициозные цели для совместных закупок и для производства и торговли оборонной техникой внутри союза в рамках европейской оборонно-промышленной стратегии. Лидеры НАТО могут помочь, просто поставив сотрудничество политическим приоритетом, как они это сделали на Чикагском саммите 2012 года. Там их предшественники опубликовали специальную декларацию о создании "обновленной культуры сотрудничества", что привело к расширению их взаимодействия посредством инициативы "Умная оборона". Эта схема, возглавляемая тогдашним генеральным секретарем Андерсом Фогом Расмуссеном, была направлена ​​​​на то, чтобы сделать оборону союзников более эффективной за счет усиления сотрудничества между ними. Но в то время у союзников было мало стимулов для этого. А сейчас они появились, учитывая российское наступление и возрождение НАТО.

Для европейских членов НАТО также было бы разумно улучшить координацию оборонной политики на высоком уровне, особенно в случае вывода войск США из Европы. Во время холодной войны эту роль выполняла "Еврогруппа" из десяти стран, которая неформально координировала усилия европейских союзников по укреплению общей обороны. Сегодня упорядоченную "Еврогруппу" могли бы возглавить три наиболее боеспособные в военном отношении европейские страны – Франция, Германия и Великобритания. Это трио могло бы привлечь Польшу и Италию для интеграции перспектив с позиций Восточной и Южной Европы. Регулярные министерские консультации гарантировали бы, что европейские столицы будут двигаться в одном направлении по таким важным вопросам, как сдерживание противника, оборона, инвестиции в военный и промышленный потенциал.

Все за одного

СВО России на Украине показала, что реальный риск для трансатлантического альянса – это Европа слабая, а не сильная. НАТО, ЕС и более мелкие группировки стран нашли органичное разделение труда, когда дело доходит до поддержки Украины и собственной обороны Европы. Это опровергает опасения Вашингтона в том, что европейская автономия в конечном итоге подменит функции НАТО или вобьет клинья внутрь единства альянса.

ЕС теперь призван сыграть решающую роль в укреплении европейской опоры НАТО, учитывая, что 23 европейские страны входят и в Евросоюз, и в НАТО и связаны принципом "единства сил". Он подразумевает, что вооруженные силы 23 стран НАТО в равной степени доступны для стран ЕС. Свою роль здесь также могут сыграть более мелкие коалиции, такие как Объединенный экспедиционный корпус — возглавляемый Великобританией альянс 11 стран, который патрулирует северные моря, или Европейский небесный щит — инициатива под руководством Германии, в рамках которой 21 европейская страна совместно разрабатывает средства противовоздушной обороны. Все эти группы помогают выстроить общую стратегическую культуру, сделать европейские вооруженные силы более совместимыми и улучшить общую боеготовность европейских армий. НАТО выигрывает, когда европейские силы могут выполнять свои собственные задачи по укреплению европейской безопасности.

Предстоящий саммит НАТО в Вашингтоне должен стать моментом истины. Нынешняя зависимость Европы от Соединенных Штатов не может быть бесконечной, и будущее, в котором Соединенные Штаты переключают свое внимание и ресурсы на другие страны, а Европа должна будет постоять за себя, не очень благоприятно для трансатлантической безопасности. Усиление вклада Европы в НАТО – лучший способ противостоять политической неопределенности и прочно внедрить альянс в архитектуру безопасности Европы. Европа должна взять на себя ведущую роль в этом проекте, а Соединенные Штаты должны предложить ей свою поддержку.Тот факт, что администрация США согласилась на упоминание "европейской опоры" во франко-американской дорожной карте, принятой во время государственного визита Джо Байдена во Францию ​​в июне, похоже, указывает на то, что эта идея начинает находить понимание и в Вашингтоне. В конце концов, сильная европейская опора означает более сильную НАТО и более безопасный мир.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх