
Боевые беспилотники с оптоволоконным управлением используются все активнее в продолжающемся конфликте на Украине для противодействия средствам РЭБ. Первой эту технологию внедрила Россия, однако вскоре ее подхватила Украина, и сейчас обе стороны производят тысячи таких беспилотников в месяц.
Оптоволоконные кабели управления закреплены на катушках, которые разматываются во время полета, обеспечивая оператору четкую и бесперебойную передачу данных и навигацию, — хотя по очевидным причинам также ограничивают дальность полета и маневренность. Оптоволоконные беспилотники сейчас настолько распространены вдоль линии фронта, что оборванные провода устилают поля и леса на востоке Украины.ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
Недавно появилась видеозапись удара российского оптоволоконного беспилотника по Краматорску в 20 километрах от линии боевого соприкосновения. В Краматорске проживает 100 тысяч украинцев — примерно вполовину меньше, чем в мирное время — и он служит крупным логистическим центром ВСУ.
Удивительная четкость видеозаписи показывает, насколько эффективен оптоволоконный поток данных и как он помогает в наведении на цель. Оператор выбирает припаркованный пикап и неторопливо целится по моторному отсеку, снося переднюю часть грузовика. Складывается впечатление, будто оператор намеренно выбрал пустующее транспортное средство — вероятно, чтобы посеять панику, а не привести к жертвам.
Взорванный пикап не окажет существенного влияния на кампанию ВСУ. Но он напрямую повлияет на моральный дух мирного населения — даже в прифронтовом городе. Точные удары беспилотников, даже малых, могут вывести из равновесия даже самых стойких граждан. Если российский оператор может с расстояния во много километров с поразительной точностью прицелиться в пикап и подорвать его, из этого следует, что ему не составит труда уничтожить и любую другую цель. Осознание того, что твоя безопасность или даже жизнь зависит от прихотей неприятеля, сильно нервирует.
По всей Восточной Украине натягиваются противодронные сети
Украинские власти уже возводят обширные сети вдоль ключевых логистических артерий и вокруг важных объектов. В городах вроде того же Краматорска все чаще звучат призывы сделать то же самое, чтобы обезопасить улицы и общественные места. Сети явно не остановят более тяжелое вооружение, но как раз подойдут для небольших беспилотников с видом от первого лица — по крайней мере, на данном этапе. Даже Россия защитила некоторые города сетями после того, как украинцы доказали, что им по силам наносить ответные удары.
Обе стороны расширяют радиус действия оптоволоконных беспилотников. Сегодня самые передовые модели в идеальных условиях пролетают до 40 километров, и, вероятно, скоро покорится рубеж в полсотни километров. Но и эти беспилотники не без изъяна. На них воздействует окружающая среда, ограничивая полет, — в первую очередь, ветер — а также такие препятствия, как деревья, за которые цепляются провода. Дополнительный вес катушки с проводом также создает сопротивление и ограничивает маневренность. И, наконец, даже небольшой боеприпас увеличивает вес беспилотника и сопротивление ветру.
"Худший страх". Женщины в ВСУ хвастаются "унизительным" для русских оружием
Украинские военные также не сидят сложа руки, а разрабатывают активные контрмеры. Бригада “Птицы Мадьяра” в составе ВСУ разработала систему мобильных радаров для раннего предупреждения о подлете беспилотников. Обнаружив неприятеля, подразделение запускает собственные беспилотники-перехватчики. Командир “Птиц Мадьяра” Роберт Бровди недавно опубликовал ролик, как один из его перехватчиков сбивает российский оптоволоконный дрон.
Как и любая другая система противовоздушной обороны, этот метод небезопасен. К тому же беспилотники неприятеля могут просачиваться через сеть радаров — собственно, так и происходит. Но беспилотная война неуклонно эволюционирует, и по мере продолжения боевых действий ожидаются всё более эффективные контрмеры.
Российские беспилотники совершенствуются — и последствия все более зловещи
Оптоволоконные дроны тревожат многих украинцев. Предприниматель Сергей Стерненко основал фонд “Сообщество Стерненко”, который считается крупнейшим на Украине негосударственным поставщиком беспилотников. Он призывает увеличить инвестиции в гражданскую оборону — в частности, в установку противодронных сетей. Он также считает, что городах вроде того же Краматорска следует ограничить передвижение гражданского населения или даже вообще эвакуировать мирных жителей.
“Будет только хуже, — заявил Стерненко, — потому что технологии не стоят на месте”.
Стерненко, безусловно, прав. И ранние, и современные оптоволоконные беспилотники выглядят так, будто их состряпали на скорую руку: катушка и боеприпас крепятся к маленькому квадрокоптеру пластиковыми хомутиками. Но даже самодельные дроны бывают невероятно эффективными. Они вполне доказали свою состоятельность, и обе стороны активно разрабатывают усовершенствованные модели, чтобы расширить радиус их действия и повысить эффективность.
Беспилотники, как наступательные, так и оборонительные, — на сегодняшний день самые распространенные системы вооружения на украинском поле боя. И это не изменится, поскольку противники лишь совершенствуют новый способ ведения боевых действий.
Уильям Лоусон — военный историк, специалист по Второй мировой войне, конфликтам 20-го века и Гражданской войне в США. Его специализация — ведение боевых действий на оперативном уровне, особенно десантная доктрина США. Пишет об истории, политике и огнестрельном оружии для многочисленных публикаций и исторических журналов. Входит в редакционно-консультативный совет журналов Saber & Scroll и Military History Chronicles, а также является членом Общества военной истории и Американской исторической ассоциации. Живет в Виргинии
Свежие комментарии