Активные действия Маска на политической арене стали негативно сказываться на его бизнесе. Госслужащих возмутила жесткая риторика миллиардера на посту главы департамента по правительственной эффективности, а масла в огонь подлили поддержка «ультраправых» партий и дружба с Трампом. Итогом стали многочисленные митинги против Tesla в США и Европе, из-за которых американскому президенту пришлось вмешаться в ситуацию.
Он приобрел себе новый красный электрокар и пообещал «превратить в ад» жизнь нападающих на автосалоны. Какие концерны могут занять место производителя электромобилей на мировой арене и почему предпринимателю не следует отдавать руководство компанией «на аутсорс» — в материале «Ленты.ру».Продажи Tesla обрушились на фоне устаревающей линейки и высоких цен
Критические высказывания Илона Маска и его близкие отношения с президентом США Дональдом Трампом стали негативно влиять на работу компании Tesla. Капитализация автогиганта в начале весны снизилась более чем вдвое, опустившись с 1,5 триллиона (по состоянию на конец 2024 года) до 700 миллиардов. Акции производителя электромобилей по итогам торгов 10 марта подешевели на 15,4 процента, достигнув 222,15 доллара. Падение оказалось крупнейшим с сентября 2020 года.

Впрочем, винить во всем лишь политическую активность миллиардера было бы неверно. На стоимости акций, помимо прочего, сказалось снижение аналитиком UBS Group Джозефом Спаком прогноза по поставкам электромобилей Tesla — как в первом квартале, так и за весь 2025 год. В обновленном мартовском прогнозе эксперт заявил, что в январе-марте компания поставит на рынок 367 тысяч электромобилей, то есть на 16 процентов меньше, чем ожидалось им ранее. Продажи автогиганта по итогам года, согласно обновленному прогнозу Спака, уменьшатся на 5 процентов, тогда как ранее он предрекал их прирост.
Заказы обновленной Tesla Model Y в текущем году будут не слишком высокими, полагает Спак. В Китае продажи компании уже рухнули на 49,2 процента в феврале (год к году) на фоне давления со стороны китайских конкурентов. Для сравнения, китайский BYD в том же месяце увеличил продажи в стране на 90,4 процента, до 614,7 тысячи автомобилей. Свое влияние на востребованность в КНР оказали и частичная приостановка производства кроссоверов Model Y в целях модернизации, и более раннее празднование китайского Нового года.
На
45%
снизились продажи Tesla в Европе в январе 2025 года
Потеря компанией Маска пальмы первенства является абсолютно закономерной, заметил в разговоре с «Лентой.ру» доктор экономики Константин Поздняков. «Электрокары, произведенные в Поднебесной, стоят значительно дешевле американских конкурентов. К тому же автомобили, сделанные в КНР, даже в базовых комплектациях выглядят гораздо интереснее: как в части дизайна, так и в части дополнительных опций», — добавил он.
Реализация американских электрокаров в Европе, по данным Европейской ассоциации производителей, также снизилась, опустившись на 45 процентов в январе 2025 года. Продажи падали, несмотря на общий рост спроса на электрокары, который на континенте по итогам января увеличился на 37 процентов. Другой возможной причиной такого положения дел эксперты называли поддержку бизнесменом ультранационалистических партий.
Существующая линейка электромобилей устаревает, а модельный ряд Tesla выглядит слишком узким на фоне ежемесячного обновления моделей конкурентов, отмечают участники рынка. В первой половине 2025 года компания планирует начать выпуск более доступных электрокаров, однако существенных подробностей по этой теме пока нет. Известно лишь, что к выпуску более дешевых моделей ее подтолкнуло снижение прибыли и падение продаж. Стоимость новых электромобилей, предположительно, будет начинаться от 30 тысяч долларов (или 2,9 миллиона рублей), а сами они могут представлять из себя «урезанные» версии Model 3 и Model Y.
Недовольство покупателей выросло на фоне поддержки «правых» партий Маском
Однако куда сильнее по репутации компании ударило поведение Илона Маска. Он яро критиковал канцлера ФРГ Олафа Шольца, называя его «идиотом» и призывая голосовать за ультраправую немецкую партию «Альтернатива для Германии» (АдГ). Последняя, по мнению бизнесмена, является «единственной надеждой» страны. Немцы «хотят чего-то другого», считает Маск, а выборы в Германии, на его взгляд, могут «решить судьбу всей Европы, а возможно, и мира». Реакция рынка не заставила себя долго ждать: регистрация новых электромобилей Tesla в ФРГ рухнула в феврале на 76,3 процента. Во Франции, для сравнения, падение в том же месяце было ниже — на уровне 26 процентов.

На 2 процента в январе-феврале снизилась реализация электрокаров Tesla в США. И если до прихода бизнесмена в «большую политику» готовность рассмотреть Tesla в качестве своего будущего автомобиля выражали 22 процента американцев, то к лету 2024 года этот показатель упал до 7 процентов. Занятия политикой всегда таят в себе подобные риски, высказывался по теме аналитик JATO Dynamics Фелипе Муньос.
Об отмене уже оформленных бронирований двух Cybertruck в разговоре с WSJ, в частности, рассказал 76-летний пенсионер Ларри Бротон из Хьюстона. «Как только миллиардер стал совершать поступки, одобряемые Трампом, я понял, что не желаю иметь к этому никакого отношения», — признавался он. Водить такую машину — все равно, что носить красную шляпу с девизом MAGA («Сделаем Америку снова великой»), комментировал американский телевизионщик Гарт Ансье.
Открытую поддержку по отношению к вновь избранному президенту США Маск стал демонстрировать в июле 2024 года, после того как на республиканца было совершено покушение. Предприниматель потратил более 250 миллионов долларов на президентскую кампанию Трампа, чтобы помочь ему выиграть на выборах.
Многие автомобилисты симпатизировали Tesla на фоне заявлений Маска о планах снизить зависимость мира от ископаемого топлива, но впоследствии он скорректировал свою позицию по климату, заявив, что «паникеры» слишком завысили скорость изменения климата.
Недовольство американцев вызвал и жест, который основатель Tesla продемонстрировал на праздновании инаугурации Трампа. Эмоционально комментируя космическую программу вновь избранного президента, миллиардер дважды вскинул руку с расправленной ладонью. Вероятно, Маск использовал салют Беллами — жест, до 1942 года использовавшийся во время клятвы верности флагу США, однако многие посчитали его нацистским. О недопустимости подобных действий, в частности, заявил член палаты представителей от Демократической партии в штате Нью-Йорк Джерри Надлер. Столь «отвратительным жестам» нет места в американском обществе, поскольку он принадлежит самым темным главам человеческой истории, подчеркнул спикер.
Трамп пригрозил нападающим на автосалоны Tesla «адом»
Cнижению поддержки компании способствовала и политика миллиардера в отношении «мертвых душ». Будучи назначенным на пост главы департамента эффективности правительства США (DOGE), Маск разослал федеральным служащим письмо с вопросами об их недельной эффективности. Полученные сведения должны были помочь ему понять, находился ли сотрудник на рабочем месте и был ли занят реальными делами. Отказ предоставить сведения обернется потерей работы, предупредил руководитель ведомства. Жесткий подход он демонстрирует не впервые: став владельцем Twitter, бизнесмен, к примеру, организовал в штаб-квартире компании спальные места, заставив сотрудников трудиться сверхурочно.

Но если сотрудникам X (на тот момент Twitter) не оставалось ничего другого, чем согласиться на его условия или уволиться, то отчитываться перед новым руководителем DOGE захотели далеко не все. Минфин, налоговая служба и Минтранс США решили не вступать с ним в конфликт и предоставили требуемую отчетность, а МВД, Национальная разведка США и Министерство обороны делиться внутренней чувствительной информацией не захотели. Такую же позицию заняли Госдеп США и ФБР, возглавляемый экс-советником Трампа Кэшом Пателем. Руководители пошедших в отказ ведомств разослали своим подчиненным письма с поручением игнорировать требования Маска. За проверки ответственен офис директора, но никак не глава DOGE, подчеркивалось в обращении за подписью Пателя. Самонадеянность бизнесмена откровенно разозлила чиновников.
Сам миллиардер проблемы в своих действиях не увидел: согласно его мартовскому докладу, сбор отчетности помог сэкономить 65 миллиардов долларов средств из государственного бюджета. Трамп поспешил заступиться за своего сторонника, заявив, что реакция ведомств, судя по всему, является признаком работы в них «мертвых душ» . Похоже, что некоторые сотрудники присутствуют там исключительно фиктивно, а их данные используются для сбора зарплат, предположил президент. При этом он все-таки прислушался к обратной связи, направив в федеральные агентства уведомление о возможности «добровольного» порядка ответов на электронные обращения Маска. Вероятно, поступить таким образом Трампа заставила активность демократов, а также письмо с жалобой от американской федерации госслужащих, поступившее в Управление кадровой службы.

Одной перепиской недовольство не ограничилось. В начале весны в Штатах и ряде городов Европы прошли протесты против проводимой Маском политики. На улицы городов вышли жители Вашингтона, Бостона, Портленда, Аризоны и Флориды. Они раскритиковали заявления Маска и его действия на посту главы департамента по правительственной эффективности, призвав граждан отказаться от продукции Tesla. Отдельное обращение демонстранты адресовали акционерам компании, которых попросили вынести Маску вотум недоверия. В Испании, Португалии, Великобритании и Исландии местом проведения акций стали автосалоны Tesla. Только за март было организовано порядка 50 таких мероприятий.
Происходящее заставило Трампа прийти на выручку к своему союзнику. Он приобрел красный Model S, произведенный компанией Tesla, и заявил, что влюбился в него с первого взгляда. «Я сказал "это самый крутой дизайн", как только увидел его», — добавил республиканец. Покупку электрокара он объяснил желанием поддержать Маска и его компанию в нелегкий период. По его словам, предприниматель ставит все наработанное на кон, чтобы помочь Соединенным Штатам.
Мы вышли напротив Белого дома. У него (владельца Tesla Илона Маска) было четыре, я купил одну на глазах у журналистов, очень публично
Дональд Трамп
президент США
При этом сам президент США водить электромобиль не планирует. «Мне не разрешают водить авто, потому что я давно не водил машину», — пояснил Трамп. Автомобиль передадут в Белый дом, и им смогут пользоваться сотрудники, пообещал он. Вандалы же, участвующие в нападениях на автосалоны, «пройдут через ад», а сами такие нападения будут приравнены к внутреннему терроризму, приводит Reuters слова американского лидера.
Эксперты предупредили о растущей угрозе со стороны BMW и Mercedes
У команды Трампа в целом, и у Маска в частности, есть очень большая группа поддержки, в том числе за пределами США, обратил внимание Поздняков. Многие проводимые ими в области государственного управления реформы назрели уже давно, «чего стоит тот же секвестр разросшегося бюрократического аппарата», заметил он. Большая часть проблем компании, по мнению доктора экономики, лежит скорее в экономической, нежели в политической плоскости: слишком невыгодным выглядит соотношение цены и качества электрокаров на сегодняшний день.

В то же время, принимая решение о переходе на госслужбу, следует понимать, что возможность участия в операционном управлении компанией снизится, заметил собеседник «Ленты.ру». Правильнее всего было бы передать эту опцию команде, а самому основателю Tesla сосредоточиться только на стратегически важных аспектах работы, изложил он свое решение ситуации.
Настоящий предприниматель хочет не просто зарабатывать деньги, а делать что-то большое для этого мира, присоединился к обсуждению основатель рекламного холдинга The Business Pill Игорь Малинин. Именно этот подход помог Маску вывести технологии на новый уровень и вообще ввести в публичное поле такое понятие, как электромобиль, напомнил собеседник. В то же время бизнес миллиардера имеет множество рисков, одним из которых является конкуренция со стороны других производителей автомобилей, указал спикер.
BMW и Mercedes десятилетиями нарабатывали себе репутацию, но в сферу электрокаров они переходят тише. При этом, как только они совершат внутри своей компании технологический прорыв, они, скорее всего, смогут вышибить с рынка компанию Tesla
Игорь Малинин
основатель рекламного холдинга The Business Pill
Причина, по словам собеседника, кроется в том, что Tesla — молодая компания. Маск, на его взгляд, действительно рискует не усидеть на двух стульях как предприниматель и как человек, склонный к романтическим мечтам. «Он, с одной стороны, использует свои качества в плюс, запуская масштабные проекты и проектируя наше общее будущее. С другой — уход в политику дал ему намного больше возможностей влиять на этот мир. И он этим увлекся», — заключил основатель The Business Pill.
Пока предприниматель реализует свои амбиции на политическом поприще, Tesla теряет профессионального управленца, добавил Малинин. «По крайней мере, часть его времени точно отсекается. Компания при этом имеет своих акционеров, которые также могут счесть погруженность Маска в политику рискованной. Как следствие, акции компании могут пойти вниз», — обрисовал он уже частично воплотившийся в жизнь сценарий. Одновременно миллиардер может проиграть гигантским автобрендам соревнование по продукту. Немецкие концерны только и ждут, когда смогут наконец-то проявить себя как бренды на поприще электромобилей, отметил эксперт.
Свежие комментарии