Cоглашения, защищающие конфиденциальность информации, также известные как NDA, становятся все популярнее во всем мире. На Западе документ о неразглашении проникает во все сферы жизни: «договор о молчании» подписывают корпорации и знаменитости, гостиницы и косметические компании, миллионеры на деловых встречах и обычные люди на свиданиях.
В России в личную жизнь он просачивается реже, но бизнес активно использует эту практику в своих интересах. Подробнее — в материале «Ленты.ру».«Договор о молчании» проникает во многие сферы
NDA регламентирует порядок обращения с конфиденциальной информацией, указанной в соглашении. Руководство компании может попросить своего сотрудника не раскрывать сведения о контрагентах компании или ее финансовых показателях, а за несоблюдение договора назначить ему серьезный штраф. Крайней мерой в случае нарушения корпоративных практик может стать увольнение, рассказал «Ленте.ру» директор по персоналу Fix Price Антон Максименко.
Такой договор позволяет избежать утечки интеллектуальной собственности, ведь именно она является лицом и главным активом компании. Утечка, если она произойдет, может ударить не только по доходам, но и по репутации фирмы, убеждена юрист ГК Selecty Ольга Колбанова. Клиенты и партнеры лишний раз задумаются, стоит ли сотрудничать с организацией, которая допускает подобные ошибки.
Чаще всего NDA используют в таких отраслях, как информационные технологии и программное обеспечение, медицина, финансовый сектор, маркетинг и реклама, юридические услуги, финтех, оборонная промышленность. Именно эти сферы наиболее плотно работают с конфиденциальной информацией, инновациями и клиентскими данными, объясняет директор по продукту «ТТК.Облако» Андрей Малов. Без соглашения о секретности здесь очень высоки риски потери финансов и репутации.
При использовании этого инструмента имеют значение не столько юридические, сколько психологические аспекты. Когда сотрудник компании подписывает соглашение, где предусмотрены серьезные санкции, он лишний раз подумает, рассказывать ли о происходящем на работе приятелям за кружкой пива, например. То есть это инструмент, защищающий от инсайдеров по неосторожности
Василий Полькин
коммерческий директор IT-интегратора «Телеком биржа»
Заключать NDA можно не только с штатными сотрудниками, но и с теми, кто работает по гражданско-правовому договору, контрагентами и партнерами. Так можно обеспечить защиту идей, условий сделок с клиентами, данных проводимых исследований и т. д. В госсекторе NDA заменяет обязанность соблюдения государственной тайны при наличии допуска к ней, дополняет директор юридического и корпоративного направления HR-холдинга Ventra Снежана Орлова.
В законодательстве этот способ защиты информации не закреплен, он составляется в форме гражданско-правового договора или приложения к трудовому договору. Это создает определенные сложности в его применении, говорит основатель компании Effstep Анна Баранова. Тем не менее такие соглашения могут действовать на основании общих норм гражданского законодательства. «Судебная практика показывает, что NDA рассматривается как обычное соглашение сторон, и успех в судебных разбирательствах зависит от того, насколько детально прописаны их взаимные обязательства и ответственность», — объясняет собеседница.
Иногда NDA сужает и ограничивает права людей
Влияние NDA на жизнь знаменитостей, богачей и корпораций подробно описано в лонгриде издания The Cut. Поп-дива Тейлор Свифт из-за такого соглашения однажды лишилась возможности выкупить права на собственные песни. Сотрудничавший с ней продюсер Скутер Браун продал первые шесть альбомов поп-звезды инвестиционному фонду Shamrock Capital за 300 миллионов долларов, а попытки Свифт выкупить треки обернулись неудачей. Нанятые певицей юристы охарактеризовали происходящее как «совершенно ненормальную ситуацию».
Иногда подписание такого соглашения приводит к комичным последствиям. Так, представитель сети супермаркетов Trader Joe’s в пригороде Вашингтона не смог подтвердить, что TJ скоро откроется, несмотря на вывешенный прямо перед торговым центром огромный баннер с надписью «открытие скоро».
NDA в своих интересах часто используют бизнесмены и корпорации. В ряде холдингов в пункты такого соглашения прописывают запрет на разглашение информации о внутренних делах фирмы всем, кроме разве что личного психотерапевта. Такой подход может защитить компанию от разоблачающих рилсов в TikTok, что особенно актуально в ситуациях, когда дела у нее идут неважно. При этом даже уход из корпорации не всегда аннулирует обязательства подобного рода. Так, при трудоустройстве в OpenAI с сотрудниками заключают договор, запрещающий критиковать компанию даже после увольнения.
Иногда соглашение о неразглашении действительно становится чем-то, что ограничивает сотрудников в их правах. Яркой иллюстрацией выглядит история компании Blue Origin, бывшие и действующие сотрудники которой в 2021 году опубликовали открытое письмо с жалобой на «бесчеловечные» условия работы, несоблюдение условий безопасности, токсичность и сексизм, царящие в компании. В пример они привели ситуацию, когда Blue Origin вынудила уволиться несколько человек после критики руководства на внутреннем форуме. Но сначала им пришлось подписать NDA.
Под сокращение тогда попали и инженеры, отвечавшие за безопасность ракет. По их словам, основатель аэрокосмической компании Джеф Безос проигнорировал предупреждения о проблемах с некоторыми ракетами, чтобы избежать задержек с запусками и не дать конкурентам преимущества в космической гонке.
Но и хорошие условия труда могут стать поводом для запрета о разглашении широкому кругу лиц. Видеоролики с описанием привилегий при трудоустройстве в Google, таких как персональный массажист и бесплатные коктейли для сотрудников, тоже уходят в прошлое. Можно коротко бросить коллеге из конкурирующего агентства, что «ваш NDA круче, чем его», но он будет вынужден поверить вам на слово. Впрочем, в некоторых случаях в соглашение включают и запрет на обсуждение самого факта подписания NDA.
Согласно одному из исследований, договор о конфиденциальности подписывают в каждой второй американской компании. В другой публикации утверждается, что данную практику внедрили уже в трети фирм. Благодаря NDA сторона, согласившаяся подписать такой документ, что-то получает: работу, деньги, или доступ к эксклюзивному контенту. Таковым может стать, например, предпоказ нового фильма Marvel.
NDA может помочь продвижению интересов корпораций
NYT в своей публикации вспоминает случившуюся несколько лет назад историю, когда городской совет Форт-Уэйна (второй по величине город на северо-востоке штата Индиана) проголосовал против одобрения налоговых льгот в размере 16 миллионов долларов для корпорации, планировавшей построить в городе распределительный центр. Четверо голосующих не знали, о какой именно корпорации идет речь, при том что двое из них проголосовали положительно.
Оказалось, что какая-то крупная компания подписала с городскими службами (в том числе с мэром города) соглашение о неразглашении, которое позволяло им держать ее название в тайне вплоть до заключения сделки. Этой компанией оказалась Amazon.
Ситуация, когда корпорации, ведущие переговоры в рамках программы экономического развития, склоняют госслужащих к подписанию NDA, в Штатах нередки. Такой подход позволяет компаниям скрыть от общественности информацию о своих планах, в результате чего население не принимает участия в публичных слушаниях и не может высказать свое недовольство или несогласие.
К примеру, Google несколько лет вела с чиновниками переговоры о строительстве центра обработки данных (ЦОД) в округе Шерберн, прежде чем сведения об обсуждениях дошли до местного населения. В похожей ситуации оказалась и Facebook: городской совет Галлатина (город и административный центр округа Самнер, штат Теннесси) одобрил предоставление ей налоговых льгот для строительства ЦОД. И даже когда это решение было принято, общественности не сразу сообщили название компании, планирующей строить в городе новый объект.
Корпорациям действительно проще преподнести населению такие новости как свершившийся факт, нежели как инициативу, на которую они могут оказать влияние, отмечают американские журналисты. Повод держать такую информацию в секрете есть и у местных законодателей: сделки, заключенные с крупными IT-гигантами, поддерживают востребованный нарратив о создании рабочих мест — независимо от того, подтверждается ли это реальными фактами.
В Штатах против злоупотребления NDA в таких спорах выступают отдельные активисты. Демократ и сенатор штата Иллинойс Майкл Джианарис еще несколько лет назад предлагал запретить ответственным за экономические льготы чиновникам подписывать с корпорациями соглашения о неразглашении и даже подготовил соответствующий законопроект. Его поддержали и члены городского совета в Нью-Йорке, однако их энтузиазм пока не увенчался успехом.
В России NDA активно используют в девелопменте, IT и ИБ-сфере
Практика подписания NDA в России достаточно распространена, констатирует Малов. Он лично сталкивался с ней во всех компаниях, с которыми приходилось сотрудничать, и утверждает, что обычно такой подход никого из физлиц не удивлял.
Лично я не видел примеров, чтобы кто-то отказался подписать NDA или вообще ушел из компании, которая требует подписания документа. Единственное, что может пугать, — сумма штрафов за разглашение конфиденциальной информации. Если она чрезмерно большая, то, думаю, это в некотором смысле нарушение прав сотрудников и действительно повод задуматься
Андрей Малов
директор по продукту «ТТК.Облако»
Очень популярен такой подход в IT и ИБ-сфере, констатирует коммерческий директор MobileUp Никита Еременко. Отрасль при этом не имеет значения — sensitive information (чувствительная информация) есть у всех компаний. «Например, заказчики делятся с нами как с компанией-разработчиком конфиденциальными данными для работы над проектами. Мы можем получать доступ к объемам продаж, складским позициям, трафику. Зачастую нас посвящают в стратегические планы и особенности внутренних проектов», — объясняет эксперт.
Делиться сведениями, которые представляют собой коммерческую тайну, может и сама компания. «Например, мы можем показывать заказчикам свои внутренние разработки и давать их тестировать», — приводит пример Еременко. Поэтому пункты о неразглашении информации в MobileUp включены в базовый договор сотрудника.
Еще один сегмент, активно использующий NDA, — это девелопмент, отмечает HR-специалист «Слетать.ру» Ксения Маматова. Встречаются случаи, когда компании заключают с соискателем такой договор уже на этапе собеседования, говорит она. Они делают это перед тем, как раскрыть кандидату внутренние данные, которые могут влиять на его решение о трудоустройстве, будь то информация о продажах и обороте компании или о клиентах и поставщиках.
Несмотря на свою полезность, NDA может отрицательно влиять на сотрудников, предупреждает HR-менеджер коммуникационного агентства PR Partner Анастасия Курникова. Некоторые корпорации включают в соглашения пункты, которые ограничивают трудоустройство специалиста в смежных отраслях после увольнения. В договоре могут использоваться размытые и сложные для понимания формулировки (что может иметь непредсказуемые последствия), а слишком строгое NDA может давить на человека. В таком случае он будет меньше проявлять креатив и предлагать идеи, опасаясь нарушить условия соглашения.
Но и работники могут исхитриться и использовать такой договор в свою пользу. Так можно объяснить свои пробелы в резюме, указывающие на отсутствие у человека работы в отдельный период времени. «Не могу раскрывать, чем занимался, я подписал NDA» выглядит вполне хорошим оправданием.
Договор о неразглашении все чаще становится частью отношений богатых миллениалов
Соглашение о неразглашении может быть одним из условий начала отношений с известной персоной, не желающей, чтобы подробности о его капитале узнала широкая общественность. Нью-йоркский адвокат по разводам Жаклин Ньюман вспоминает, как представляла в суде троих высокопоставленных людей, не обладающих такими средствами, которые им могли бы приписать с учетом их должности. NDA, подписываемое с юристами, партнерами и другими приближенными лицами, помогало им поддерживать в обществе статус богачей.
Миллениалы с высоким уровнем достатка на Западе все чаще отказываются ходить на свидания без сопроводительных договоров, поделилась наблюдениями руководительница технологической компании. Впрочем, это не только гендерная особенность: подобное все чаще практикуют и женщины-руководительницы, которые слишком дорожат своей карьерой, чтобы хоть как-то ею рисковать.
С похожим примером столкнулся 50-летний финансист Стивен. На одном из сервисов знакомств разведенный житель Манхэттена познакомился с женщиной, которая ранее состояла в браке с очень богатым мужчиной. За ужином у Стивена возникло ощущение ее недостаточной откровенности, особенно когда речь заходила о бывшем супруге. Его это удивило — с учетом возраста участников свидания тема развода уже должна была стать чем-то обыденным.
В конце концов женщина все-таки решила открыться новому знакомому. Причиной молчания оказалось подписанное ранее NDA, запрещающее ей рассказывать подробности своего десятилетнего брака. Стивен вспоминает, что ему стало по-настоящему жаль свою спутницу. Свидания предполагают узнавание друг друга, и отсутствие возможности поделиться большей частью своей жизни как будто ограничивает твои права, заметил он. «Это отношение к браку как к увольнению: я дам тебе выходное пособие, но есть соглашение о неразглашении, которое идет вместе с ним», — заключил собеседник издания.
В будущем NDA будет входить в нашу жизнь все плотнее, прогнозируют аналитики. Cпасибо за это предлагают сказать соцсетям и отзывам в интернете: зная об их широких возможностях, хирурги, тренеры и косметические компании все чаще будут перестраховываться и защищать свою репутацию. Некоторые салоны красоты на Западе уже сейчас отказываются предоставлять услуги без подписи под документом, запрещающим клиентам критиковать их или ставить низкую оценку. А отели просят не информировать других клиентов о том, что какой-то счастливчик получил от них бонусы или компенсацию за оказанную ненадлежащим образом услугу.
Дойдет ли до таких крайностей в России — покажет время, но этим явно не стоит злоупотреблять: возможность оставить честный отзыв на сайте все еще позволяет покупателям ориентироваться в рыночных потоках, находить хороших врачей и формировать мнение о йога-студиях. С другой стороны, и эти «правдивые отзывы» часто пишутся за баллы и рубли.
Свежие комментарии