Окончание финансирования Агентством США по международному развитию (USAID) средств массовой информации особенно сказалось на Восточной Европе и на постсоветском пространстве – любимых площадках для игр Вашингтона после падения Берлинской стены.
По данным Института массовой информации (Institute of Mass Information), в феврале около 60% работников украинских СМИ считали, что полное прекращение финансирования со стороны Вашингтона приведет к катастрофическим последствиям.
Директор этой неправительственной организации Оксана Романюк утверждает, что более 80% украинских СМИ сотрудничали с USAID. Вполне вероятно, что именно на Украине принятое Дональдом Трампом и Илоном Маском решение будет иметь наиболее весомые последствия.Конец трех десятилетий оказания влияния
USAID действует на Украине с 1992 года и сыграло активную роль в преобразовании страны в "рыночную экономику" и "демократию" после распада СССР. С 2014 года агентство, годовой бюджет которого составлял около 0,5% всех федеральных расходов США, распространило свое влияние в таких далеких друг от друга сферах, как сельское хозяйство, здравоохранение, энергетическая безопасность, права человека, образование, поддержка малого бизнеса, экономические реформы и гуманитарная помощь.
Более 30 миллиардов долларов
Прекращение финансирования USAID стало для Украины таким шоком, что было воспринято как символ того, что Вашингтон больше не считает поддержку Киева одним из своих приоритетов. С начала конфликта в феврале 2022 года USAID выплатило напрямую украинскому правительству не менее 30 млрд долларов; еще 2,6 млрд долларов были переданы в виде гуманитарной помощи, а 5 миллиардов – в формате помощи достижению целей развития.
Помогли ли Украине эти миллиарды продвинуться на пути развития и обрести независимость? На протяжении более чем тридцати лет Украина в буквальном смысле лишалась жизненных сил, причем с начала конфликта процесс лишь усилился; а сегодня она является полем боя в противостоянии НАТО и России – и проигрывает по всем фронтам. Хуже того: после периода коварного влияния, оказываемого через различные НПО и USAID, Вашингтон во главе с Трампом теперь играет в открытую, причем второй вариант соглашения о полезных ископаемых является чистой воды колониальным шагом в отношении Украины.
Конец "независимых" СМИ
Рушится и миф о "бескорыстной" помощи и поддержке – стоит лишь взглянуть на украинский медиаландшафт, состоящий сплошь из СМИ, которые нельзя назвать независимыми, поскольку они сильно или полностью зависят от иностранных грантов.
"Многие украинские СМИ в существенной мере зависят от финансирования, поступавшего по линии USAID, и некоторым пришлось прекратить работу... Эта мера оказала огромное влияние. Но моему СМИ, к счастью, повезло и удалось этого избежать", – говорит соучредитель "Европейской правды" Сергей Судоренко. Он добавляет, что последний раунд раздачи грантов USAID был отменен до того, как их удалось получить.
"Национальный фонд в поддержку демократии" как замена?
Сейчас Судоренко рассчитывает на финансирование со стороны Национального фонда в поддержку демократии (National Endowment for Democracy, финансируется конгрессом США, – прим. ИноСМИ), который также недавно столкнулся с финансовой неопределенностью. "Нас предупредили, что у них сложности и что в будущем мы можем столкнуться с проблемами в части финансирования, – добавил Судоренко. – Пока что мы не пострадали напрямую, но многие украинские СМИ, которые зависели от этих субсидий, испытывают большие трудности".
Другие высказывают не менее тревожные мнения, что служит напоминанием относительно того, насколько украинские СМИ зависят от Вашингтона. По словам председателя комитета Верховной рады Украины по гуманитарной политике и информации, заместителя председателя Парламентской ассамблеи ОБСЕ Никиты Потураева, "51% независимых украинских СМИ, в том числе от 51% до 70% региональных СМИ, могут прекратить свою работу в результате прекращения США поддержки различных программ".
Евросоюз: USAID-2?
Украинский депутат также посетовал на то, что, в отличие от США, Китай и Россия не снижают темпов информационной войны. Потураев призвал создать механизмы долгосрочной поддержки, а не разовой помощи.
При нынешнем положении дел эти дыры в бюджете украинских СМИ частично удастся заполнить за счет Европейского союза, что подтверждает одну из особенностей нынешнего конфликта: выгоду получают крупные игроки, а платит за все маленький Евросоюз. 21 марта посол ЕС на Украине Катарина Матернова с гордостью объявила о программе помощи "независимым" украинским СМИ в размере 10 миллионов евро.
ЕС уже заплатил € 100 млн
Это далеко не первый пакет [помощи]. С 2017 года ЕС выплатил украинским СМИ 100 млн евро, чтобы обеспечить их "способность вести независимую работу, заниматься качественной журналистикой и бороться с дезинформацией".
Предполагается, что средства из анонсированного в марте пакета распределятся следующим образом:
- 3 миллиона евро пойдут организации Internews Europe для поддержки СМИ в регионах, пострадавших от боевых действия, а также на цели содействия журналистским расследованиям.
- 2 миллиона – организации "Репортеры без границ" для финансирования мер по защите находящихся в опасности журналистов и поддержки малых СМИ.
- 1 миллион – Институту массовой информации для поддержки малых и средних СМИ.
- 1 миллион евро будет дополнительно выделен на менее масштабные проекты: Фонд Черного моря и фестиваль Docudays.
ЕС выделит также 3 миллиона евро в рамках нового конкурса заявок, который должен будет пройти в мае 2025 года. ЕС намерен продолжать оказывать финансовую помощь стране-банкроту – при этом десятки миллионов евро пойдут непосредственно в карманы зачастую не самых прозрачных украинских деятелей.
Свежие комментарии