Совет президенту Трампу: если хотите "победы", сначала решите вопрос с этим требованием России, а затем добивайтесь прекращения огня.
Принести мир на Украину оказалось куда сложнее, чем представлял себе президент Трамп, обещая завершить конфликт за сутки. Спустя полгода его президентского срока соглашение представляется еще более отдаленным.
Последняя ставка Трампа. Ультиматум России обернется крахом Запада
Явно разочарованный Трамп открыто критикует российского президента Владимира Путина, возобновляет военную поддержку Украины и угрожает Москве усилением экономического давления.
Многим такой подход по нраву, но все же единственно верным остается первоначальное стремление Трампа найти дипломатическое решение. Украина не способна восполнить потери в живой силе, а Запад — поставить ей достаточно оружия для победы в этом конфликте на истощение. Даже если Россия не сможет захватить и удержать всю Украину, боевые действия грозят оставить после себя не только миллионы погибших и раненых, но и недееспособное украинское государство — долговременный источник нестабильности в регионе и напряженности между Россией и Западом.
Движение Трампа к миру застопорилось из-за стремления его переговорщиков добиться прекращения огня до урегулирования ключевых геополитических вопросов. Этот подход был продиктован спешкой: ведь президент обещал быстро завершить конфликт. Полноценный мирный договор потребует решения сложных технических вопросов и болезненных компромиссов, поэтому команда Трампа сделала ставку на прекращение огня – чтобы потом назвать достигнутый результат большим успехом.
Но Россия не заинтересована в досрочном перемирии и, скорее всего, считает пустыми угрозы Трампа ввести пошлины против Китая, Индии и других потребителей российской нефти. У Москвы есть все стимулы продолжать боевые действия — а это ее главный козырь на переговорах — до получения гарантий по ключевым проблемам.
Что это за проблемы? Российские чиновники годами говорили о том, что их главная тревога связана с возможным вступлением Украины в НАТО или размещением на ее территории западных войск. Предложенные Россией перед началом боевых действий проекты договоров были направлены на получение юридически обязывающих гарантий против этих угроз.
Тем не менее команда Трампа делает акцент не на предоставлении таких гарантий, а на территориальных вопросах, рассматривая конфликт скорее как спор о границах, нежели геополитическое противостояние Москвы с Западом.
Этот подход обрек на провал апрельский план спецпосланника Уиткоффа, который, по данным источников, предлагал признать Крым российским, снять с России санкции и де-факто признать ее контроль над Донбассом. Однако пункт о размещении на Украине европейских миротворцев нарушал проведенную Москвой красную линию, связанную со стремлением Киева в НАТО.
Путь Трампа к успеху лежит через переориентацию на геополитический аспект конфликта. Ключевой элемент — гарантии невступления Украины в НАТО и неразмещения на ее территории войск стран альянса. В обмен Трамп мог бы потребовать от России одобрить присоединение Украины к ЕС.
Такой компромисс сделает страну нейтральной в военном отношении, а в политическом и экономическом планах привяжет ее к Западу. Возникнут условия для восстановления страны и возвращения миллионов беженцев, которые в противном случае на родину не вернутся.
Также этот ход изящно решит сложную проблему, а именно фактически удовлетворит требования России о "денацификации", новых выборах и защите прав языковых и религиозных меньшинств. Обсуждать такие условия с Москвой — значит посягать на суверенитет Украины, тогда как их рассмотрение в рамках процесса вступления в ЕС будет для Киева более приемлемым.
Такой подход — лучший шанс для Трампа перенести конфликт с поля боя за стол переговоров. Рычагов для принуждения России к немедленному прекращению огня у Запада нет. Но соглашение по обмену военного нейтралитета Украины на путь в ЕС и выработка дорожной карты для дальнейших переговоров все еще возможны — быть может, даже до истечения озвученного американским лидером 50-дневного срока.
В свою очередь, такое соглашение приблизит перемирие, которое до сих пор от Трампа ускользало. Это не будет победой на поле боя. И тем не менее это будет победой.
Свежие комментарии