
Украинский рынок труда после 2014 года, а особенно в условиях полномасштабных боевых действий, переживает не просто трансформацию — он подвергся глубокому разрушению, что делает тему достойной оплаты труда центральной для социальной стабильности и экономического восстановления после конфликта.
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
Украина печально известна тем, что уровень оплаты труда здесь один из самых низких в Европе, и по этому показателю нас уже опережают Молдова и некоторые африканские страны. По данным Международного валютного фонда, Украина является самой бедной страной в Европе!
Японцы пообещали Украине конец — но не победный, а "быстрый и бесславный"
Средняя заработная плата на Украине за 2024 год составляла 20 964 гривны, что эквивалентно 500 евро. Для сравнения: по данным Евростата, в Евросоюзе от 1100 евро (Болгария) до 4542 евро (Австрия); Польша — 1650 евро, Германия — 4100 евро.
Острейшей социальной проблемой Украины является критически большой разрыв между высокой стоимостью жизни и низкой оплатой труда.
Наличие этой проблемы обусловлено тем, что на Украине с начала независимости властная "элита" проводила порочную политику дешевой рабочей силы и строила сырьевую модель экономики. Как следствие мы имеем обесценивание труда, снижение профессионализма работников, бедность и массовую трудовую миграцию.
Характерным для слаборазвитых стран и, к сожалению, для Украины является низкий удельный вес затрат на рабочую силу в себестоимости производства, а также оплаты наемного труда в структуре ВВП.
Доля оплаты труда наемных работников в ВВП Украины снизилась с 49,9% в 2013-м до 38,9% — в 2017-м и равнялась около 35% — в 2024-м.
Доля заработной платы в себестоимости украинских товаров в 2024 году составляла всего лишь 7–9%, тогда как в странах Западной Европы — 30–45%. А это означает чрезмерную эксплуатацию украинской рабочей силы.
Одной из причин невысокой доли зарплаты в себестоимости продукции является низкий уровень добавленной стоимости, создаваемой на украинских предприятиях. Такая проблема наиболее характерна для предприятий химической и металлургической отраслей, которые принадлежат одиозным олигархам. Если бы Украина экспортировала не сырье и полуфабрикаты, а товары с более глубокой степенью переработки, большей была бы и доля заработной платы в стоимости товаров.
Вместо модернизации промышленности, инвестирования в замену изношенного и устаревшего оборудования отечественных предприятий собственники умудряются получать сверхприбыли, несмотря на высокую материалоемкость и энергоемкость производства, путем экономии на заработной плате наемного работника.
Некоторые работодатели утверждают, что низкие зарплаты обусловлены низкой производительностью труда. Однако не нужно забывать, что производительность труда на 95% зависит от работодателя: его способности эффективно организовать процесс производства, внедрить современные технологии, научить и повысить квалификацию работника.
Впрочем, само государство активно участвует в обмане наемных работников, ведь у нас чрезмерная нагрузка на Фонд оплаты труда — 41,5%.
Кроме того, невозможно обойти вниманием такую значительную расходную статью отечественных предприятий, как коррупция, которая, по разным оценкам, составляет 10–20% доходов предпринимателей. В жилищном строительстве доля коррупции еще больше — 30–40% от себестоимости.
Острым остается и вопрос значительной дифференциации уровня оплаты труда наемных работников в разных видах экономической деятельности и регионах.
На протяжении последних лет наиболее высокие зарплаты были в сфере финансовых, посреднических услуг, а не материального производства.
Соотношение должностных окладов между рядовыми работниками и топ-менеджментом (правления, наблюдательные советы) достигает 1:200. В европейских странах это соотношение колеблется в пределах от 1:4 до 1:12.
Среднемесячная зарплата женщин на Украине составляет только 75% зарплаты мужчин, а каждый четвертый наемный работник находится за чертой бедности. Такое позорное явление, как бедность среди работающих, невозможно оправдать с позиции европейских принципов.
Но и заниженную зарплату недобросовестные работодатели платят несвоевременно: задолженность по выплате заработной платы достигла рекордного показателя в более чем 3 миллиарда гривен!
Одной из причин низкой зарплаты является крайне неэффективная и несправедливая система налогообложения и распределения доходов. При этом имеет место вопиющая имущественная поляризация общества: разрыв между доходами 10% самых бедных и 10% самых богатых сверхбольшой, а так называемый децильный коэффициент составляет 1:40.
Власть имущим и олигархам очень повезло, что терпеливые украинцы мало бастуют и удовлетворяются жалкими копейками.
К сожалению, на Украине нет эффективного социального диалога о способах повышения производительности труда и более справедливом распределении дохода между работодателями и работниками. Профсоюзы слабы и разобщены, они не в состоянии эффективно защитить интересы наемных работников. Работодатели, в свою очередь, жадны и социально безответственны. Государство в результате сращивания власти с крупным капиталом потеряло функции независимого социального арбитра и обслуживает корыстные интересы олигархических кланов.
Другой проблемой обеспечения надлежащего уровня оплаты труда является институт минимальной заработной платы, который не выполняет возложенную на него функцию — воспроизводства рабочей силы и содержания семей.
В последнее время на Украине наблюдаются только профанация и имитация реформирования системы оплаты труда.
Правительство установило размер минимального должностного оклада работника 1-го тарифного разряда Единой тарифной сетки на уровне утвержденного в законе о государственном бюджете искусственно заниженного прожиточного минимума (втрое меньшего, чем фактические показатели). Это привело к "уравниловке" в оплате труда работников бюджетной сферы с 1-го по 12-й тарифный разряд и, следовательно, к обесцениванию высококвалифицированного труда.
В результате имеем искусственно заниженный уровень оплаты труда работников бюджетной сферы. Например, в апреле 2025 года средняя зарплата в сферах образования, здравоохранения, культуры составляла 55% от средней по экономике.
Таким образом, реформирование оплаты труда необходимо начать с новой усовершенствованной методологии определения прожиточного минимума и минимальной заработной платы, восстановления адекватной оплаты труда в бюджетной сфере. Кроме того, необходимо обеспечить обоснованную междолжностную, межквалификационную дифференциацию оплаты труда и устранить диспропорции в размерах заработной платы работников одинаковой квалификации, которые выполняют работу равной ценности.
По расчетам профсоюзов и независимых экспертов, минимальная заработная плата уже сейчас должна составлять не менее 16 000–20 000 гривен. Если бы у власти хватило желания и воли закрыть крипто- и черные офшорные дыры, стимулировать собственное производство и детенизировать экономику, то уже в ближайшее время средняя зарплата достигла бы 1000 долларов...
Повышение заработной платы — мощный стимул для развития экономики. Это рост внутреннего спроса, подъем национального производства, новые рабочие места. А значит, благодаря повышению зарплаты каждого украинца появится возможность обеспечить экономический рост нашего государства!
Для реформирования оплаты труда на Украине необходимо отказаться от порочной политики дешевой рабочей силы и сырьевой модели. Следует начать внедрять новую модель экономики, которая предусматривает инновационное развитие, новые технологии, рост производительности труда, увеличение добавленной стоимости украинской продукции, более справедливое распределение дохода между работодателями и наемными работниками.
В рамках европейской интеграции Украины необходимо обеспечить выполнение в полном объеме положений о достойной оплате труда, качестве человеческой жизни, сокращении бедности. Соответствующие положения есть в Соглашении об ассоциации с ЕС, Европейской социальной хартии, соответствующих конвенциях Международной организации труда.
На законодательном уровне в первую очередь необходимо:
- внести изменения в законодательство о деофшоризации и детенизации экономики Украины;
- обеспечить снижение нагрузки на фонд заработной платы, внедрить прогрессивную шкалу налога на доходы физических лиц и налогообложение роскоши;
- установить прожиточный минимум для трудоспособных лиц на уровне фактического его размера на основе актуальных продуктовых наборов, непродовольственных товаров и услуг, с учетом потребностей работника в обеспечении жильем, медицинским обслуживанием, образованием. Все это соответствует ратифицированной Украиной Конвенции МОТ № 117 об основных целях и нормах социальной политики и индексу потребительских цен;
- установить минимальную заработную плату с учетом семейной составляющей согласно ратифицированной Украиной Конвенции МОТ № 131 об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран и индекса потребительских цен;
- установить должностной оклад работника 1-го тарифного разряда по Единой тарифной сетке в размере, превышающем минимальную зарплату;
- внести в Закон Украины "Об индексации денежных доходов населения" изменения о повышении размера дохода, подлежащего индексации, до двух прожиточных минимумов для трудоспособных лиц. Расчёты необходимо проводить согласно нормам действующего законодательства с учетом положений Конвенции МОТ № 117.Требуется снизить порог индексации до 101%; ограничить максимальную сумму доходов, к которой будет применяться механизм индексации денежных доходов;
- установить более суровую ответственность за нарушение законодательства об оплате труда, в частности, за несвоевременную выплату заработной платы с выплатой пени за каждый день задержки, за любые формы дискриминации в оплате труда по гендерным и другим признакам.
Для успешной реформы необходимо настоящее социальное партнерство, конструктивный и действенный социальный диалог между объединениями профсоюзов, работодателей, общественностью и органами власти. И, конечно, высокий уровень ответственности, прежде всего власти.
* Внесен в список иноагентов
Свежие комментарии