Конструкция, эксплуатационные характеристики и возможности малозаметности истребителя-невидимки Су-57
Су-57 вобрал в себя целый ряд конструктивных особенностей, снижающих его эффективную площадь рассеяния. Это, в первую очередь, обширное использование композитных материалов, на которые приходится до 25% его планера, специальных покрытий, поглощающих радиолокационное излучение, а также транспортировка вооружения в скрытых внутренних отсеках.
Ключевые физические и эксплуатационные характеристики:
Длина: 19,8 метра
Размах крыла: 13,95 метра
Высота: 4,74 метра
Максимальная взлетная масса: 34 000 кг
Максимальная скорость: приблизительно 2 Маха (от 2470 до 2950 км/ч в зависимости от модификации)
Дальность полета: от 1 250 км (боевой радиус) до 4 000 км (перегоночная дальность)
Практический потолок: около 19 000 метров
Су-57Э (экспортный вариант) отличается исключительной маневренностью и динамикой. Это результат сложной аэродинамической конструкции, объединившей в себе стреловидное крыло, рулевую схему типа “утка”, подвижные хвостовые стабилизаторы и сопла двигателей с изменяемым вектором тяги.
Это позволяет самолету достигать углов атаки свыше 60 градусов и выдерживать перегрузки до 9g. Истребитель управляется в первую очередь дистанционно с помощью электропроводов, но сохраняет механическое резервное управление для повышения безопасности на случай сбоя электроники.
Усовершенствованная силовая установка Су-57
В настоящее время Су-57 оснащается двумя усовершенствованными турбовентиляторными двигателями АЛ-41Ф1 (“Изделие 117”) с форсажной камерой. Каждый из них выдает более 86 кН бесфорсажной тяги и свыше 142 кН при включении форсажной камеры. Это значительный шаг вперед по сравнению с предшественником АЛ-31Ф (которым комплектовалось еще семейство Су-27): бесфорсажная и форсажная тяга увеличились на 12% и 19% соответственно, а сухой вес вырос всего на 4%.
Однако грядущий модернизированный вариант Су-57М будет оснащен новым двигателем “Изделие 30” (АЛ-51Ф). Ожидается, что эта силовая установка следующего поколения обеспечит еще бóльшую производительность: по сравнению с нынешним АЛ-41Ф1 бесфорсажная и форсажная тяга вырастут более чем на 25% и 17% соответственно. Эти улучшения упрочат топливную экономичность, улучшат возможности сверхзвукового крейсерского полета и повысят максимальную скорость.
Современная авионика и комплект датчиков
Су-57 оснащен передовым комплектом датчиков. Его основу составляет радар X-диапазона с активной антенной решеткой с электронным сканированием, который дополняется боковыми радарами L-диапазона, предназначенными для обнаружения малозаметных целей (невидимок). Самолет также может похвастаться передовыми возможностями синтеза данных и обшивкой под названием “умная кожа” — сетью расположенных по всему корпусу датчиков, обеспечивающих ситуационную осведомленность на 360 градусов. Комплексная система радиоэлектронной борьбы, активные ложные цели, направленный постановщик помех и инфракрасные контрмеры еще больше повышают его выживаемость.
Интерфейс пилота включает в себя полностью стеклянную кабину c проекционным дисплеем на лобовом стекле и нашлемную систему обработки данных визуального контроля. Расширенный комплект авионики позволяет командиру назначать цели другим самолетам в составе звена.
Мощное вооружение для многоцелевых миссий
Су-57 может нести широкий спектр вооружения. Его арсенал ракет класса “воздух – воздух” насчитывает РВВ-БД, РВВ-СД и РВВ-МД2. Для ударов по сухопутным целям он может нести ракеты Х-38МЛЭ (для поражения объектов инфраструктуры в прибрежной полосе), Х-58УШКЭ (для поражения РЛС), Х-69 и Х-35УЭ (противокорабельные), а также управляемые бомбы, такие как КАБ-250ЛГ-Э, УПАБ-1500БЭ и К08БЭ. Встроенная пушка Грязева – Шипунова ГШ-30-1 калибра 30мм обеспечивает необходимую огневую мощь на близком расстоянии. Основной отсек вооружения вмещает до четырех ракет, и еще по две размещаются в боковых. Кроме того, имеется шесть дополнительных внешних точек подвески для размещения дополнительных боеприпасов.
Путь к разработке и статус производства
Задумка российского истребителя нового поколения восходит к концу 1980-х годов, но официально программа была запущена лишь в 2002 году, когда ведущим разработчиком было назначено КБ Сухого. Контракт на разработку был подписан в 2003 году, а первый прототип впервые поднялся в воздух в январе 2010 года. Было построено еще несколько прототипов, которые прошли обширные испытания для проверки производительности, бортовых систем и характеристик малозаметности. Программа столкнулась с некоторыми задержками и техническими сложностями, включая инциденты при летных испытаниях (в частности, возгоранием) и проблемами с исходным двигателем АЛ-41Ф1, в итоге приведшими к решению о разработке нового под названием “Изделие 30”.
В настоящее время Су-57 находится в серийном производстве — выполняется заказ на 76 самолетов для оснащения трех полков ВКС России. Первые поставки в войска начались в 2020 году, и производство неуклонно расширяется.
Будущее развитие: Су-57М и работа на перспективу
Модернизированный вариант Су-57М получит новые двигатели АЛ-51Ф, а также обновленную авионику, новую кабину и повышенную автоматизацию. Разрабатываются такие функции, как “умные” системы помощи пилоту и, потенциально, интерфейс голосового или визуального управления.
Примечательно, что Су-57 считается первым неамериканским истребителем пятого поколения, испытанным и оцененным в реальных боевых сценариях. Сообщается, что в ходе военных операций на Украине истребители выполняли задачи по уничтожению целей и подавлению ПВО — а судя по некоторым источникам, даже принимали непосредственное участие в воздушных боях.
Су-57 славится своей сверхманевренностью, способностью работать с коротких взлетно-посадочных полос, многоцелевым характером и универсальностью (сочетая в себе функции истребителя-бомбардировщика), а также более низкой стоимостью обслуживания по сравнению с западными аналогами. Су-57 продолжает развиваться (в том числе действующий вариант Су-57М) и обрастать передовыми технологиями, включая искусственный интеллект, управление БПЛА и “умную” кабину, благодаря чему может стать краеугольным камнем российской боевой авиации на долгие годы вперед. Экспортная версия Су-57Э также доступна на международном рынке.
Свежие комментарии