В СССР, по статистике, в год производилось легковых автомобилей в 3-4 раза меньше, чем в США, и к развалу СССР дошло 263 миллиона «безлошадных» советских граждан, но всего 116 миллионов «безлошадных» американцев. С одной стороны разница эта значительная, но если принять во внимание многие обстоятельства, то оказывается, что на самом деле в СССР с этим делом было все не так уж и плохо.
В качестве одного из показателей бедности народа в СССР очень многие «специалисты» указывают на тот факт, что многие советские граждане не могли себе позволить иметь автомобили. При этом приводится статистика, из которой следует, что в Америке свой личный легковой автомобиль имел каждый третий американец, а в СССР – каждый 25-й советский человек.
То есть, как минимум по этому параметру любой американец был счастливее чем гражданин СССР в 8 раз.
Вроде бы это очень сильный показатель, и приведенной статистике можно верить. Но с другой стороны возникают сомнения, но не в самой статистике, а в выводах, которые можно из этого сделать. И почему же возникли такие сомнения?
Я прекрасно помню, что улицы советских городов как минимум в 60-80-х годах были буквально забиты легковыми автомобилями, причем часто так, что посреди улицы перебежать через дорогу было нельзя. Нередко и пробки возникали - я в конце 70-х учился в Воронеже в институте, и когда мы с отцом на его автомобиле ехали утром в город из микрорайона, то часто попадали в пробки, причем даже на объездных дорогах. А что творилось на главных – и говорить не хочу – люди по утрам ехали на работу, а вечером – с работы, и всегда были пробки.
Спрашивается – откуда в СССР было в частном владении столько автомобилей, что как минимум по два раза в день на улицах возникали пробки? Я представляю, если бы у наших граждан на руках было столько же автомобилей, сколько их было в США – тогда по городу вообще проехать было бы нельзя.
Но в Америке была совсем другая ситуация – не знаю, как сейчас, но в те годы общественного транспорта в это стране не было. Вернее, он был, но только в очень крупных городах, а так американцам приходилось передвигаться из дома на работу и обратно на своих двоих или на велосипедах. А так как основная часть американцев, работавших в городах, проживала не в самих городах, а в пригородах, то даже на велосипедах на работу добираться было не совсем удобно, особенно учитывая, что далеко не каждый человек любит и умеет ездить на велосипеде.
Таким образом автомобиль для большинства американцев был просто необходим, и учитывая этот факт, автомобильная промышленность США, сговорившись с кредитными банками, поспешила этот спрос обеспечить.
А вот в СССР таких проблем не было – основная масса работающих на городских предприятиях проживала в самих городах. И потому надобность в автомобиле тут отпадала как бы сама собой, особенно учитывая, что общественный транспорт был у нас развит так, как ни в одной другой стране мира. Мало того, что как минимум в часы пик он работал как часы, так еще и проезд на автобусе, троллейбусе и трамвае стоил очень дешево – 5, 4 и 3 копейки соответственно, а это вообще ни о чем. То есть, общественный транспорт у нас работал на экономику вполне исправно.
А вот в Америке, как и в Западной Европе, такой дешевизны не было. И умеющий считать американец прекрасно видел, что на транспорте он очень хорошо может сэкономить, если купит автомобиль, и с парковкой в частном секторе никаких проблем не было.
Но тут опять интересно посмотреть на статистику. В 1990 году, когда были обнародованы приведенные мной цифры, в США населения насчитывалось 250 миллионов человек, а в СССР – 280 миллионов. В СССР тогда насчитывалось в личном пользовании 17 миллионов легковых автомобилей, а в США – 134 миллиона. Если произвести соответствующие расчеты, то можно выяснить, что в СССР «безлошадными» были 263 миллиона граждан, а в США – всего 116 миллионов, то есть, более чем в два раза.
Правда, не все граждане этих стран могли и хотели ездить на автомобилях, потому надо из этих цифр вычесть как минимум половину – например, малолетних детей, пенсионеров, и женщин, которые на автомобилях вообще не собирались ездить. Я думаю, что цифры можно делить на два в обоих случаях, и таким образом реально «безлошадных» потенциальных «автолюбителей» в СССР был 131 миллион, а в США – 58 миллионов.
Таким образом мы видим реальную разницу – в СССР было как минимум на 73 миллиона граждан больше, чем в США, которые не имели собственного автомобиля, хотя имели полное желание себе его поиметь. То есть, в Америке таких было 58 миллионов, а в СССР – в 2,5 раза больше.
Но тут возникает вопрос – а почему в Америке целых 58 миллионов граждан, способных водить автомобили и наверняка имевших такое желание, их не имели? Не хотели, что ли? Ясно ведь, что если бы хотели, то обязательно купили бы, но вот автомобиль им был не нужен, и мы в этом факте копаться не будем, потому что если не нужен – значит, точно не нужен. 58 миллионов здоровых мужиков могли купить себе хоть какой-то дешевенький «Форд» или «Кадиллак», но не захотели.
И вот, а с чего кто-то взял, что не могли купить себе автомобили те 130 миллионов советских граждан, которые его не имели?
А может, они просто не хотели? Вполне может такое быть, потому что купить в СССР автомобиль не составляло проблем. Мой отец в 1975-м году прикупил себе на авторынке за 3 тысячи рублей подержанный «Москвич», воспользовавшись беспроцентной ссудой, которую ему выдали в кассе завода, на котором он работал. Да, он долго эту ссуду выплачивал – лет 5 или 6. Ну, при своей зарплате в 200 рублей в месяц он получал на руки всего 150, зато не платил никаких процентов, то есть как взял 3000, так 3000 и вернул.
И вот точно так же прикупить себе автомобиль мог любой советский гражданин, если он не был пьяницей и тунеядцем. Правда, в магазине купить быстро эту вещь было трудно – были очереди, а вот на авторынке – запросто, хотя и не новые, потому что новый автомобиль на авторынке стоил почти на треть дороже, чем в магазине.
Однако в СССР, кто не знал, автомобили, в отличие от Америки или Западной Европы, не старели очень долго. Например, сегодня у нас вовсю по дорогам бегают «Волги», «Лады» и «Москвичи» 80-х годов выпуска, и по большому счету их владельцы на свое «старьё» не жалуются. Вот сейчас я смотрю во двор, и на стоянке среди остальных легковушек наблюдаю три древних «жигуля», включая одну «копейку», и два «Москвича».
Кстати, мой отец своего древнего «Москвича» разобрал на запчасти только в начале XXI века, но, что самое примечательное – он это все умудрился продать другим владельцам «Москвичей» этой марки.
Ну ладно, я не собираюсь рассказывать то, что любой здравомыслящий бывший гражданин СССР и так знает. А хочу я просто обратить внимание на очень интересный момент, когда статистика расходится с действительностью. Да, по статистике автовладельцев в США было 134 миллиона, а в СССР – всего 17. И вроде бы и спорить тут не о чем, потому что 134 и 17 – значения несовместимые.
Но с другой стороны мы видим, что автомобильный трафик на советских дорогах и улицах был не меньший, чем в Америке. Да и доступность автомобиля в СССР тоже не была какой-то проблемой – кто хотел купить себе машину, тот ее и покупал. А кто не хотел, тот не покупал, но, точно как и в Америке, правда, в Америке не хотели себе покупать автомобиль в 2,5 раза меньше, чем в СССР, но различие это не критическое.
И на закуску. Помню, как в 1980 году наш сосед купил машину иностранной марки. Я тогда в автомобилях слабо разбирался, и подумал, что это просто «Жигули» новой марки. Но отец пошел и выяснил, что это японский «Датцун», а сосед – моряк, работал на торговом корабле мотористом, так когда они пришли в Японию, он там и купил этот автомобиль. Сколько обычный моторист мог собирать на иностранный автомобиль – я до сих пор не знаю, но знаю, что он еще и заплатил за перевозку его на своем же корабле в СССР, и, скорее всего, за растаможку тоже.
И я не думаю, что это обошлось ему всё это дороже, чем если бы он купил новый автомобиль. Но этот пример я привел к тому, что как минимум моряки, которых в СССР насчитывались миллионы, тоже могли покупать себе автомобили, которые, впрочем, почему-то в статистику не входят.
Свежие комментарии