Трамп злится, Путин приводит справедливые доводы
В феврале начались переговоры между Соединенными Штатами и Россией, призванные поставить точку в российско-украинском конфликте. Весь март стороны обсуждали перспективы урегулирования сложного вопроса: лидеры США и РФ Дональд Трамп и Владимир Путин даже провели двусторонний телефонный разговор.
И вот наступил апрель.На определенном этапе в качестве потенциальной даты наступления перемирия назывались Пасха (20 апреля) или 100-й день после инаугурации Дональда Трампа (29 апреля). Однако пока ни одна из стран так и не объявила о конкретных временных рамках проведения переговоров.
Итак, что же будет, если не удастся достичь полного прекращения огня к концу апреля?
Потеряет ли Дональд Трамп самообладание и отойдет от пророссийской политики? Или же Владимир Путин сможет предсказать момент, когда уровень гнева станет критическим, и предпримет эффективные меры? Либо же и вовсе не случится ничего подобного, и переговоры попросту пойдут своим чередом и в мае?
Только два лидера сейчас могут решить, куда повернется мир, как будут развиваться события.
Дональд Трамп стремиться достичь перемирия в кратчайшие сроки. Судя по всему, он намеревался протолкнуть директивную резолюцию по принципу "сверху вниз" (от общего к частному) в рамках американо-российского саммита.
Россия же отреагировала довольно сдержанно. Тогда Соединенные Штаты предложили 30-дневное полное прекращение огня на фронте протяженностью 2000 километров. Продавили Украину, которая нынче вынуждена соглашаться на все американские прожекты.
Неожиданный поворот: президент Российской Федерации Владимир Путин предложил решить сначала конкретные вопросы, устранить причины конфликта. Что это, как не методика ведения переговоров здорового, здравомыслящего человека?
Неясно, когда и как Трамп переключился на приоритет переговоров на рабочем уровне, но факт налицо: мартовский этап американо-российских консультаций проходил по тому же принципу, что и переговоры по вопросу перемирия между Израилем и ХАМАС.
По словам помощника президента США по национальной безопасности Майка Уолтца, первый этап перемирия предполагал частичное прекращение огня на суше, второй — обеспечение безопасного судоходства в Черном море. На третьем этапе предполагается прекратить огонь на суше полностью.
Взвешенная реакция Кремля на такое заманчивое предложение вызвала шквал критики со стороны Украины и Запада. С их точки зрения, это явное доказательство того, что Путину не нужен мир.
Однако те же самые обвинители в прошлом уже критиковали и отвергали идею прекращения огня. Все это похоже на некий оппортунизм: пока ты побеждаешь в войне, нужно бодаться, переть и отжимать все, до чего дотянешься; как только начинаешь проигрывать, можно громко закричать о мире. Удобно, правда?
В отличие от предыдущей администрации Джо Байдена, Дональд Трамп вряд ли встанет на сторону Украины.
Именно он предложил план прекращения огня. Не то чтобы я восхвалял его действия (учитывая его политику в отношении японо-американских отношений, я никак не могу этого сделать), но вот вопрос: не может ли произойти так, что план перемирия будет принят лишь частично, что позволит в очередной раз обрушиться на Москву с жесткой критикой?
Мирные переговоры все запутаннее и запутаннее
Если оставить в стороне полемику, то я бы предположил, что стоит начать придерживаться подхода решения проблем от общего к частному. Первым делом нужно решить отдельные вопросы, затем перейти к полному прекращению огня и уже потом — к обсуждению устойчивого мира. Ведь одни лишь пустые разговоры неизбежно только осложнят и без того непростую ситуацию.
Конкретные цели первого и второго этапов, которые послужат подготовкой к полному прекращению огня, были обозначены в ходе рабочих переговоров между США и Россией в марте. Однако еще на первом этапе появилась некая неопределенность относительно того, будет ли запрет на атаки применяться только к объектам энергетической инфраструктуры, или же он относится ко всей инфраструктуре, включая железные дороги. Более того, и Россия, и Украина уже обвиняют друг друга в нарушении достигнутых договоренностей.
Ситуация не располагает к оптимизму. Однако хочу подчеркнуть: такие вопросы, как толкование условий соглашения и контроль за их выполнением, возникают в ходе любых переговоров о прекращении огня. Никто не говорит, что эти проблемы неразрешимы.
При переходе ко второму этапу российская сторона выдвинула встречное условие: Владимир Путин предложил отменить санкции на экспорт и транспортировку российского зерна и удобрений, а также сельскохозяйственной продукции в целом
Ряд западных СМИ тут же начал истерично заявлять о внезапности выдвижения требований российской стороной.
С точки зрения Москвы, это всего лишь те пункты, которые уже были согласованы в Меморандуме о взаимопонимании между Российской Федерацией и Секретариатом Организации Объединенных Наций.
С момента начала конфликта в 2022 году транспортировка украинского зерна через Черное моря была под угрозой: из-за военных действий логистические пути нарушились. В результате цены на зерно на мировых рынках просто взлетели.
Вследствие этого в июле того же 2022 года ООН, Россия и Турция обсудили ситуацию и достигли соглашения о мерах по обеспечению безопасного судоходства в Черном море, получившего название "Инициатива по безопасной транспортировке зерна и продовольствия из украинских портов" (она же Черноморская зерновая инициатива, BSGI). Тогда же был подписан и упомянутый выше меморандум о взаимопонимании между Россией и Организацией Объединенных Наций. Аргументы российской стороны о том, что она также является страной-экспортером зерна, поэтому в целях облегчения экспорта через Черное море экономических санкций в этом регионе быть не должно, в общем и целом были приняты секретариатом ООН.
Однако ООН не смогла выполнить требования России (судя по всему, США и Европа выступили против), и в 2023 году Россия вышла из соглашения.
Так вот, требования, упомянутые Владимиром Путиным в качестве условия для перехода ко второму этапу перемирия, судя по всему, аналогичны целям Черноморской зерновой инициативы. Это своего рода призыв к Соединенным Штатам реализовать меморандум о взаимопонимании с Организацией Объединенных Наций. Без второго дна тоже не обошлось: вероятно, Россия ищет брешь, тонкое место, которое позволит ей избавиться от гнета экономических санкций.
Все это не может не сказаться на характере проведения американо-российских переговоров и значительно их осложнит. Если речь зайдет о хотя бы частичной отмене санкций, за стол участников придется допустить и страны Евросоюза.
Последний этап переговоров в Эр-Рияде по-марафонски затянулся на 12 часов. Американская сторона, судя по всему, согласилась рассмотреть требования России, но пока неясно, сколько времени оно займет и сколько времени уйдет на принятие решения.
Таким образом, на данный момент дата проведения встречи лидеров США и РФ не выбрана. Речь не зашла и о выборе временного отрезка следующего раунда переговоров о полном прекращении огня.
Могу предположить, что на третьем этапе, предполагающем полное прекращение огня на суше, ситуация осложнится еще сильнее. Без обсуждения деталей мирного урегулирования не обойтись.
Трамп рассчитывает переложить проблему на плечи Европы
Когда Дональд Трамп предложил 30-дневное полное прекращение огня, Владимир Путин спросил у него, как будет выглядеть система контроля за соблюдением режима перемирия, как будет соблюдаться запрет на наращивание численности войск и поставки оружия и подкреплений в период прекращения огня.
Безусловно, в определенной степени эти проблемы получится решить на практике. Однако в свете прошлых требований, которые Россия предъявляла Соединенным Штатам и НАТО, корни проблем настолько глубоки, что их можно развить вплоть до "прекращения всех действий, угрожающих безопасности России".
В декабре 2021 года, всего за два месяца до начала российско-украинского конфликта, Министерство Иностранных дел России опубликовало проект договора с США и проект соглашения с НАТО.
В соглашении содержалось требование к США и НАТО откатить масштабы своей военной деятельности в Европе к границам мая 1997 года и отказаться от расширения на восток. Кроме того, упоминались ограничения на развертывание войск, конвенционного и ядерного оружия, а также строительство военных баз.
Эти широкие рамки включали в себя и требование не допустить вступления Украины в НАТО.
Более того, в июне 2024 года Путин выдвинул следующие условия прекращения конфликта: нейтрализация, денуклеаризация, демилитаризация, неприсоединение и денацификация Украины; официальное признание Крыма и четырех регионов входящими в состав России на международном уровне; а также снятие экономических санкций против России со стороны западных стран.
Если американо-российские переговоры продолжатся, очевидно, это эти требования будут упомянуты. С точки зрения Кремля, это не выдвижение новых условий, а повторение старых тезисов.
Готов ли Вашингтон на данном этапе принять и обсудить российские требования?
Еще один важный момент: концепция будущей системы обеспечения безопасности Украины, России и Европы в целом. Вряд ли такой всеобъемлющий вопрос получится решить в ходе коротеньких переговоров.
Спецпредставитель президента США Стивен Уиткофф, участвующий в переговорах с Россией, это предвидел.
А предвидел ли это Дональд Трамп, начальник Уиткоффа?
Пока что американская сторона не дала понять, сколь далеко она готова зайти по пути принятия российских требований, которые могут и не ограничиться недопуском Украины в НАТО и признанием новых территорий. Пока что Дональд Трамп не раскрывает все свои карты. Или же он попросту считает, что этот вопрос будут обсуждать между собой другие люди? Вполне вероятно, что проблемы, которые последуют за достижением соглашения о перемирии и формировании прочной для него основы, будут оставлены на усмотрение России, Украины и стран Евросоюза. Пусть сами решают свои задачи.
Позиции сторон расходятся кардинально
Впереди множество препятствий. Соединенные Штаты не намерены обеспечивать Украине безопасность после перехода к миру. НАТО Дональда Трампа практически не интересует. С точки зрения лидера США, как только затихнет огонь и прекратятся атаки, его труды будут героически завершены. Миссия выполнена, мавр сделал свое дело, мавр может уходить.
Если эти предположения верны... сейчас США и Россия демонстрируют готовность сотрудничать, несмотря ни на что. Но нельзя отрицать, в конечном итоге перед Дональдом Трампом и Владимиром Путиным стоят разные задачи.
В чем же разногласия? Задача Трампа — решить вопросы, которые возникнут до прекращения огня. Задача Путина — разобраться с проблемами, которые возникнут на этапе, когда огонь уже прекращен, но мир еще не подписан.
Судя по всему, американский президент не горит желанием тратить время на пустые переговоры и попытки эти разногласия преодолеть.
В конце марта сообщалось, что Трамп был возмущен предложением Путина установить на Украине после прекращения огня своего рода временное правительство под контролем международного сообщества и ООН.
Вспыльчивый Трамп даже завел речь о дополнительном пакете санкций: если перемирие сорвется по вине российской стороны, под раздачу попадут страны, импортирующие российскую сырую нефть.
Пожалуй, здесь речь идет не о том, что именно и как говорит российский президент. Не время сейчас поднимать сложные вопросы, которые могут помешать Дональду Трампу достичь желанного перемирия в сжатые сроки.
Сейчас неясно, чем именно разочарован лидер США: неудачей на переговорном поле или неизбежными сложностями. Однако сообщается, что в Вашингтоне уже не так оптимистично оценивают сроки перехода к перемирию. Вполне вероятно, что о мае либо апреле можно уже и не мечтать.
Безусловно, Кремль отмечает все колебания американских настроений, но хранит тишину. Международному сообществу остается лишь делать выводы из заявлений официальных лиц, в первую очередь, это чиновники МИДа. Эти заявления подаются в пророссийском ключе, что неудивительно.
Правительство РФ вполне осведомлено о ветрености Дональда Трампа: никто не может гарантировать, что американский президент не переобуется в воздухе.
Но можем ли мы утверждать, что заявления Трампа о его обиде на Россию — непреложная истина? Возможно, это лишь уловка в рамках переговорной тактики?
Полагаю, Владимир Путин начнет прощупывать почву и повторять уже множество раз проговоренное: это позволит оценить дальнейшую реакцию США.
Правда, ошибиться страшновато — слишком многое поставлено на кон. Ведь никому не хочется продолжать затянувшийся конфликт.
Владимиру Путину предстоит принять решение: следует ли ему попытаться убедить Трампа, предложив Штатам сотрудничать на Ближнем Востоке и пойти на некоторые уступки, или же лучше пока сохранять дистанцию и сделать ставку на продолжении наземных боевых действий и надеяться на успех?
Украину к переговорам не допускают
Вторая сторона конфликта осталась не у дел: американо-российские переговоры проходят без участия Киева. Все, на что может надеяться команда Владимира Зеленского — это очередной каприз Дональда Трампа и резкий разворот позиции США.
Пока что даже в прямом диалоге с Соединенными Штатами Украине оставалось лишь смиренно следовать всех их концепциям и инициативам.
Киев может возмущаться сколько угодно, но открыто противостоять Вашингтону не в силах. Ведь тогда под угрозой окажутся финансирование и поставки оружия, а без них украинской стороне в этом конфликте ловить будет нечего.
Да и в Европе дела обстоят не лучше.
Страны ЕС могут обсуждать отправку на Украину миротворческого контингента хоть до посинения, но реализовать этот амбициозный проект будет крайне, крайне нелегко.
Сейчас Америка критикует легитимность президента Украины Владимира Зеленского. Вероятно, ему не остается ничего иного, как провести президентские выборы, иначе сомнения в законности его полномочий будут только нарастать.
Приведет ли эта авантюра Зеленского к успеху, либо он проиграет все, что так опрометчиво поставил на кон?
А ведь Дональд Трамп не ослабляет натиск и требует контроля над инфраструктурой и минеральными ресурсами Украины.
Первоначально Украина сама предложила ресурсную приманку Великобритании, Франции и другим странам ЕС, чтобы привлечь в страну хоть какие-то инвестиции. Но затем в игру вступил американский президент и заявил, что намерен взыскать с Украины долг за ту помощь, которую была им предоставлена в прошлом.
По замыслу Дональда Трампа, доходы от инфраструктуры и минеральных ресурсов пойдут в счет погашения долга. Однако Владимир Зеленский не согласен с этим решением и настаивает, что вся оказанная его стране помощь осуществлялась на безвозмездной основе. Конфликт между Штатами и Украиной все глубже и глубже.
Поведение и риторика Зеленского с каждым днем становятся все радикальнее. Складывается впечатление, что украинский президент в отчаянии.
Концепция миротворческого контингента не пришлась Зеленскому по вкусу: численность-то слишком мала, и вообще, Украине нужны солдаты для борьбы с "врагом", а не миротворцы.
Занимая пост руководителя страны, Владимир Зеленский позволял себе спорные высказывания о возрасте российского президента. "Его дни сочтены", "Владимиру Путину осталось недолго", говорил он в интервью журналистам. Раньше подобных заявлений было бы достаточно, чтобы немедленно начать войну и сместить такого оголтелого лидера с занимаемой должности.
Вполне возможно, что Зеленский неплохо отыгрывал свою роль по заданному сценарию. Но когда все идет не по плану, истинная природа людей внезапно выходит наружу.
Может ли получиться так, что всего один человек, бывший бизнесмен 78 лет будет управлять ситуацией сразу на нескольких континентах? Что ждет нас в апреле?
Свежие комментарии