Соглашение о британской помощи Украине, которое Кир Стармер вчера подписал в Киеве, при нынешнем положении дел, может, и неплохо. Сейчас действительно крайне важно, чтобы Запад не бросил Украину на предстоящих мирных переговорах, чтобы снизить риск полного краха и побудить Москву к компромиссу.
Однако, если мы хотим действительно достичь некоего урегулирования и предотвратить полный распад, Киеву предстоит пойти на некоторые компромиссы, крайне болезненные.
Риск неуступчивой риторики и непреложных обязательств, озвученных Стармером, кроется в том, что это лишь подорвет готовность Владимира Зеленского идти на необходимые уступки. Украинское правительство давно настаивает на том, что никаких договоренностей за его спиной быть не может, однако только что подтвердило, что вести прямых переговоров с Владимиром Путиным не намерено.Риск этот усугубляется "достижениями" нынешнего правительства: лейбористы верно идут по стопам своих предшественников-тори и призывают украинцев верить в сказки или даже откровенную ложь. По последнему соглашению выходит, что финансовые обязательства Великобритании перед Украиной в размере трех миллиардов фунтов стерлингов вполне достижимы в следующем году. Но учитывая состояние британской экономики и давление на казну, "бессрочные" гарантии попросту абсурдны: они бессмысленны, если украинцы в них не верят, и откровенно опасны, если всё же верят.
Как пример сказок следует упомянуть заявления, что Великобритания поможет Украине "победить", и что украинская победа — а не реально достижимый мир — хоть сколько-нибудь возможно. Среди лжи — "несгибаемую" готовность Великобритании добиться членства Украины в НАТО, хотя Лондон и все остальные союзники явственно дали понять, что ни при каких обстоятельствах не будут вести боевых действий, чтобы защитить страну Зеленского.
В последние месяцы зародилась и до сих пор широко обсуждается новая фантазия: о могучем европейском "миротворческом контингенте" для будущего урегулирования, куда якобы войдут и британские войска. Это пример полной глухоты к российским взглядам, которая уже привела к полному краху отношений с Москвой еще до начала боевых действий.
Формально такие силы не будут подчиняться НАТО, но поскольку состоять они будут из вооруженных сил союзников и использовать командные структуры и логистику альянса, для Москвы они столь же неприемлемы, как и фактическое членство Украины. В результате на переговорах они будут категорически отвергнуты.
Не важно — и это признали сами европейские правительства — что на развертывание таких сил нет никаких шансов, если США не возьмут на себя незыблемых обязательств прийти на помощь в случае нападения. Это во всех отношениях стало бы полным аналогом гарантиям США по статье 5 для Украины — которые Трамп не давать решительно не намерен. И, наконец, даже если эти проблемы будут чудесным образом решены, у Великобритании элементарно нет войск для такой операции.
Британское правительство подает последнее соглашение как "историческое вековое партнерство", и эта характеристика говорит о многом. Но даже весьма удручающие выводы для украинского конфликта, безусловно, меркнут перед тем, что это говорит о самих британских элитах с их неисправимым сочетанием постимперской мании величия с исторической безграмотностью. Эта гремучая смесь и привела нас к катастрофам в Ираке и Афганистане — хотя, казалось бы, кому как не нам хоть немного разбираться в этих странах по историческим причинам.
Сама мысль, что что-либо в международных делах может быть гарантировано на сто лет вперед — плод интеллектуального идиотизма, коренящегося в мистическом представлении о некоем "Западе" и НАТО, вечных и неизменных, которые до скончания веков враждуют с такой же неизменной Россией. Такой подход также игнорирует перспективу, что перемена климата перевернет текущие стратегические проблемы с ног на голову.
За последние 250 лет Россия успела побывать союзницей Великобритании против Франции, врагом в Крымской войне, союзницей и врагом Германии в Первой и Второй мировых войнах, противницей в холодной войне, партнером против "Аль-Каиды"*, а теперь снова стала противницей. Увы, Стармер и его кабинет с историей не в ладах — и Британия дорого за это поплатится.
*террористическая организация, запрещена в России
Свежие комментарии