На Apple TV+ завершился второй сезон сериала «Разделение» — 10-я серия вышла 21 марта. Финал ответил на часть вопросов, которыми зрители задавались на протяжении девяти серий, и поставил новые. «Лента.ру» рассказывает, чем закончился второй сезон «Разделения», каким он был, что произошло в финале и остальных сериях, а также что известно о третьем сезоне.
Внимание! Вся статья содержит спойлеры ко второму сезону.
Объяснение финала второго сезона «Разделения»
В финальной серии сезона внутренняя и внешняя личности Марка Скаута (Адам Скотт) действуют сообща. Ему удается найти свою жену Джемму (Дичен Лакмэн) и вывести ее с испытательного этажа. Марк С. (внутренняя личность) при этом решает остаться в Lumon ради Хелли Р. (Бритт Лоуэр), которую он полюбил. Подробнее о событиях серии читайте ниже в разделе «Краткий пересказ».
Основное событие финала — внутренний Марк завершает «Холодную гавань» (Cold harbor). Это последний из 25 файлов, которые он обрабатывал два года. Каждый файл — конструкция внутренней личности для его жены. Опираясь на свои ощущения, Марк выбирал группы номеров и отправлял их в одну из пяти корзин. Внутри корзин было четыре категории — четыре греховных «нрава», которые Кир Иган считал основой эмоций: горе, веселье, злоба и ужас. В первом сезоне цитировали высказывание Кира Игана о том, что характер человека определяется этими четырьмя нравами.
Завершая каждый файл, Марк С. создавал новые личности для Джеммы и открывал очередную комнату на испытательном этаже. Там новые личности проходили проверку — насколько они отделены от внешней Джеммы, ее эмоций, опыта и памяти
«Холодная гавань» — вероятно, сама Джемма, но без воспоминаний. В испытательной комнате ей приходится разобрать детскую кроватку, которую они с Марком купили во время ее беременности. Это проверка: вспомнит ли ее личность о неудачной беременности и попытках завести ребенка — для нее это был невероятно травмирующий опыт.

Чем занимается компания Lumon
Второй сезон дает явное указание на то, что Lumon занимается разработкой обезболивающих в разных формах. Компания начинала с производства диэтилового эфира, который раньше использовали для анестезии. Затем изготавливала препараты и медицинскую продукцию, пока не изобрела процедуру разделения. Ее суть — избавить человека от боли, физической (например, при родах и посещении стоматолога) и эмоциональной (при выкидыше и потере близкого).
Почему «Холодная гавань» так важна для Lumon? Возможно, в ней воплощается стремление основателя компании Кира Игана избавить мир от боли — то есть создать версии людей, которые не помнят о пережитых страданиях.
Один из главных философских вопросов сезона — можно ли считать внутренних личностей отдельными людьми? Ответ — да, что показывают на примере разных персонажей и сценариев. Жена Дилана (Зак Черри) «изменяет» ему с внутренней личностью, Берт (Кристофер Уокен) с помощью разделения рассчитывает попасть в рай, а Марк С. осознает себя человеком с собственной жизнью, судьбой и чувствами.

Что будет дальше
Сезон закончился на том, что Марк С. выбрал свою жизнь, а не призрачную возможность реинтегрировать с внешней личностью за пределами работы. Он вместе с Хелли Р. остался внутри Lumon. Вероятно, продолжится история их противостояния с корпорацией. Но теперь на их стороне сильный союзник — мисс Кобел. Во втором сезоне выяснилось, что именно она придумала процедуру разделения и знает все тайны компании. Возможно, именно она поможет Марку и Хелли начать восстание внутренних личностей.
Стоит помнить: мы не видели, как Джемма выходит из здания. Ее удалось вывести только на лестницу этажа разделенных. Так что, возможно, ее история внутри Lumon еще не окончена. В любом случае, в третьем сезоне ей предстоит бороться за своего мужа — как минимум за одну из его личностей.
Законченной выглядит линия Ирвинга (Джон Туртурро) — его внутреннюю личность уволили, а сам он уехал из Кира в неизвестном направлении, чтобы спасти свою жизнь.
Очевидно, проблемы с Lumon ждут мистера Милчека (Трэмелл Тиллман). Весь сезон он пытался добиться уважения и признания внутри компании, но теперь ему придется разделить ответственность за бунт сотрудников и побег Джеммы. Поддержит ли он бунт внутренних личностей или, напротив, станет их главным противником? У него есть основания и для того, и для другого.

Lumon завершила «Холодную гавань», но как она воспользуется результатами эксперимента? Попытается ли сделать разделение общедоступным, будет ли использовать как анестезию для богатых или создаст на его основе новую процедуру?
Вот еще немного вопросов, которые: создатели сериала оставили для следующих сезонов:
- Сможет ли Марк завершить реинтеграцию, и что будет с его внутренней личностью после этого?
- Как Lumon подстроил смерть Джеммы и похитил ее?
- Почему компания выбрала для эксперимента именно Марка и Джемму?
- Собирается ли кто-нибудь наказать Lumon за использование детского труда?
- И самое главное: зачем все-таки нужны козы?

О чем был второй сезон «Разделения»
Первый сезон закончился клиффхэнгером, то есть сюжет оборвался на самом интересном месте. Марк узнал, что его жена Джемма жива и работает консультантом по здоровью под именем мисс Кейси. Хелли выяснила, что ее внешнюю личность зовут Хелена Иган и она — дочь главы Lumon (где и работают все главные герои) Джейме Игана.
Большую часть второго сезона команда Отдела обработки макроданных ищет мисс Кейси и черный коридор с лифтом — место, которое внешняя версия Ирвинга рисовала в первом сезоне. Именно благодаря инструкции от Ирвинги в финале сезона Марк находит коридор и добирается до жены.
Мир сериала расширяется. Если в первом сезоне в кадре были в основном кабинеты Отдела обработки макроданных и начальника «разделенного этажа», то во втором показывают другие отделы и этажи в Lumon, а также больше мира снаружи. Раскрывается история любви Марка и Джеммы, прошлое компании Lumon и то, чем она на самом деле занимается.
Весь сезон внутренний Марк собирает крайне важный файл под названием «Холодная гавань». Руководство Lumon утверждает, что завершение этого процесса повлияет на судьбу человечества. Но как именно, мы пока не знаем
Половину сезона Хелена Иган — внешняя версия — притворяется Хелли Р. Когда Ирвинг это раскрывает, его увольняют — его рабочая личность перестает существовать.

Выясняется, что Джемма с момента аварии находилась в Lumon и на отдельном этаже проводила испытания, связанные с работой остальных команд. У нее сразу несколько внутренних личностей.
Марк начинает процедуру реинтеграции, которая должна объединить его внутреннюю и внешнюю личности. Мисс Кобел восстает против правления Lumon и помогает Марку спасти Джемму. Оказывается, что именно она придумала процедуру разделения, но ее открытие присвоила компания.
Краткий пересказ серий второго сезона
1 серия
Второй сезон начинается с того, что Марк С. (внутренняя личность Марка Скаута) приходит в себя в лифте и бежит по белым коридорам офиса, пытаясь отыскать жену — мисс Кейси. Неизвестно, сколько прошло времени с момента финала первого сезона (в котором рабочие личности на несколько минут проснулись вне стен Lumon), но остальных участников команды на работе нет. Более того, Марку назначают новых коллег, а заместителем менеджера становится мисс Хуанг (Сара Бок) — девочка-подросток.
Марк саботирует работу новой команды и добивается того, чтобы ему вернули Хелли, Дилана и Ирвинга. В конце серии каждый из них рассказывает о том, что пережил во внешнем мире. Но Хелли врет — она говорит, что не выходила из дома и видела только, как ночью работает садовник. Деталь привлекает внимание Ирвинга: он не верит Хелли.
2 серия
Серия целиком посвящена внешним персонажам — тому, что произошло с ними между концом первого сезона и во время событий первой серии второго.
На вечеринке у своей сестры Девон внутренний Марк успел крикнуть: «Она жива». Теперь внешний Марк с сестрой и ее мужем пытаются понять, кого он имел в виду.
Хелена Иган разбирается с последствиями выступления своей внутренней
личности на гала-концерте: записывает видео с извинениями, где называет свои слова пьяной шуткой. Она просит Хармони Кобел вернуться к работе, но переводит ее на выдуманную должность, чтобы удалить с этажа разделенных. Его менеджером становится мистер Милчек. Он увольняет Дилана и Ирвинга.Внешний Дилан пытается найти работу и даже успешно проходит собеседование в компанию по производству дверей. Но ему отказывают, как только узнают, что он разделенный.
Внешний Марк решает уволиться. Он опустошен тем, что его соседка миссис Сельвиг (она же мисс Кобел) оказалась человеком с его работы. Мистер Милчек уговаривает его вернуться и заверяет, что мисс Кобел нездорова и больше не будет с ними работать. Компании Lumon нужен именно Марк — чтобы он закончил свою работу, которая крайне важна (но пока непонятно, почему). Ради него даже собирают новую команду, с которой зрителя уже познакомили в первом эпизоде. Когда становится ясно, что Марк не хочет работать без своих друзей, правление соглашается вернуть их — даже Хелли Р.
Возвращаясь с работы, Марк встречает мисс Кобелл, уезжающую с вещами. После их разговора он догадывается, что она знает что-то про его жену Джемму (мисс Кейси).
3 серия
Марк Скаут решил передать свой внутренней личности послание с помощью последовательного образа. Это феномен зрения, при котором после долгого взгляда на яркий объект человек продолжает видеть его даже с закрытыми глазами. Чтобы провести такую процедуру, Марк засекает время, за которое может добраться от парковки до лифта (2 минуты 18 секунд). В то же время его внутренняя личность подбивает остальных членов Отдела обработки микроданных на поиски мисс Кейси.
Марк и Хелли находят ферму с козами — Отдел воспитания млекопитающих и его безумную на вид смотрительницу Лорну (Гвендолин Кристи). Поначалу она не хочет отвечать на вопросы и ведет себя агрессивно, но в итоге соглашается помочь. Оказывается, мисс Кейси проводила в этом отделе сессии. Сотрудники отдела обещают не мешать в поисках, но просят Марка и Хелли показать свои животы и глубокомысленно отмечают, что на них нет «кармана». Остается непонятным, каких еще «млекопитающих» воспитывают в этом отделе (по одной из фанатских теорий, Lumon занимается клонированием).
Ирвинг ищет черный коридор с дверью, которую его внешняя личность рисует и видит во снах. Коллега Берта из Отдела оптики и дизайна узнает это место и говорит, что их сотрудники отправляют туда много поставок. Раньше сотрудники ходили туда сами, но сейчас им присылают специального человека.
Тем временем Дилану разрешают встретиться с женой своей внешней личности — это награда от Lumon за хорошее поведение. Они постепенно сближаются.
Мисс Кобел хотела уехать из города, но передумала. Она поджидает Хелену Иган после работы и говорит, что вернется в Отдел обработки макроданных, если уволят мистера Милчека. Хелена предлагает поговорить с советом и ведет ее к своему автомобилю. В последний момент, увидев водителя, мисс Кобел пугается и уходит.
С внешним Марком связывается доктор Регаби (Карен Олдридж) — ученая, которая в первом сезоне проводила реинтеграцию его другу Пити. Она объясняет, что послеобраз не сработает, и есть только один способ передавать информацию внутрь и наружу Lumon — смешать внешнюю и внутреннюю личность. Она подтверждает, что жена Марка жива и работает в Lumon. Марк соглашается на реинтеграцию. Регаби проводит процедуру и, кажется, успешно.
4 серия
Внутренние Ирвинг и Марк приходят в себя за городом, среди снега. Ирвинг стоит посреди заледеневшего озера, Марк — на обрыве неподалеку. Они находят Хелли и Дилана. По телевизору, установленному на обрыве, мистер Милчек говорит, что это тимбилдинг. Их задание — найти некую Пещеру ножниц. По дороге команда видит издалека еще одних Марка и Хелли, которые указывают путь.
В пещере они находят книгу, из которой узнают, что у Кира Игана (он основал Lumon Industries в 1885 году) был брат-близнец Дитер. Вместе они когда-то пришли в это место и отправились в Долину скорби. По пути туда команда видит у водопада свои полные копии. Там же их встречает мистер Милчек и отводит в лагерь.
По дороге к лагерю Ирвинг говорит Марку, что не верит рассказу Хелли о внешнем мире. Вечером у костра мистер Милчек читает о том, как умер Дитер Иган. Хелли и Марк смеются над историей. После этого Ирвинг расспрашивает Хелли об увиденном снаружи и ссорится с остальными, когда те защищают ее.
Позднее Марк приходит в палатку Хелли, и они занимаются сексом. Она говорит, что соврала об увиденном снаружи, потому что ей было стыдно за свою внешнюю личность. На мгновение у него происходит сбой восприятия, и на ее месте Марк видит свою потерянную жену.
Ирвинг ночью идет искать мистера Милчека, но теряется и засыпает. Во сне к нему приходит откровение, и утром он нападает на Хелли возле водопада. Он уверен, что ее внешняя личность притворяется Хелли Р. — и оказывается прав. Все это время во втором сезоне Хелли на самом деле была Хеленой Иган.
Внутреннюю Хелли возвращают, а Ирвинга моментально увольняют. По сути Ирвинг жертвует своим существованием, чтобы вернуть Хелли Р., ведь внутренние личности фактически умирают, когда уступают место внешним. Там же, в лесу, мистер Милчек возвращает его внешнюю личность.
5 серия
Хелена Иган встречается с представителями правления и говорит, что больше не пойдет на этаж разделенных. Ее уговаривают передумать — Марк уже проделал 81 процент работы и близок к некому важному результату.
Хелли Р. впервые во втором сезоне появляется на работе. Рабочий кабинет Отдела обработки макроданных поменяли: теперь там три офисных стола вместо четырех, а Ирвинга убрали с фотографий на столах.
Команда уговаривает мистера Милчека провести похороны Ирвинга. Марк слишком деморализован историей с подменой Хелли и теперь не знает, как доверять ей. Дилан находит записку, спрятанную Ирвингом за плакатом: на ней нарисован черный коридор и оставлены инструкции, как его найти.
Мистер Милчек проходит ревью по результатам его работы руководителем этажа разделенных. Его отчитывают за «реформы доброты» в отношении сотрудников. Также ему говорят, что когда Марк завершит «Холодную гавань», это станет одним из величайших событий в истории человечества. Но чтобы добиться результата, мистеру Милчеку нужно стать строже и перерастать относиться к разделенным как к нормальным людям. Два разных персонажа на протяжении серии говорят мистеру Милчеку, что внутренние личности — не люди.
Внешний Ирвинг ведет себя подозрительно: сообщает кому-то по телефону об увольнении и допускает, что его внутренняя личность что-то задумала. Затем он замечает слежку, но это оказывается Берт. Выясняется, что Lumon заставил его уйти на пенсию из-за отношений с другим сотрудником, и когда Ирвинг пришел к нему домой, Берт догадался, кто этот сотрудник. Он приглашает Ирвинга к себе домой обсудить произошедшее — втроем с партнером Берта.
Внешнему Марку нужно пройти еще одну процедуру реинтеграции. Но она как будто уже действует: в конце серии в сознании Марка открываются воспоминания его внутренней личности. Он видит, как идет по коридорам офиса, слышит голос мисс Кейси, а затем и видит ее.
6 серия
Дилан рассказывает Марку и Хелли про рисунок коридора. Внутренний Марк начинает испытывать такие же сдвиги восприятия, как внешний — реинтеграция работает.
Марк рассказывает Хелли, что они занимались сексом, и это явно выводит ее из равновесия. Подумав, она говорит Марку, что хотела бы пережить это сама. Они уединяюсь в одном из закрытых офисов. Когда они возвращаются, у Марка идет кровь из носа. Он все чаще испытывает перемещения между внутренними и внешними воспоминаниями. Регаби предлагает вытащить чип разделения из его головы «через отверстие, которое уже есть». Марк агрессивно отказывается.
Ирвинг приходит в гости к Берту. За ужином ему рассказывают, как Берт решился на разделение. Они с партнером Филдсом (Джон Ноубл) услышали проповедь в церкви о том, что у внутренних личностей собственная душа и они могут попасть в рай. В молодости Берт вел себя не особо благочестиво и решил, что это может стать для него способом попасть в рай — хотя бы частично. При этом Филдс говорит, что Ирвинг был разделенным около 20 лет, хотя первую процедуру провели 12 лет назад. Берт делает вид, что это ошибка.
Внутреннего Дилана снова навещает его внешняя жена, у них устанавливаются теплые отношения. Но вечером она врет внешнему Дилану о том, что встречи не было.
Внешний Марк как будто случайно встречает Хелену Иган в ресторане. Она подходит познакомиться и извиниться за то, что его внутренняя личность вырвалась во внешний мир. Их внешние личности общаются впервые, но сразу же начинают флиртовать. При этом стоит Хелене заговорить о его жене, Марк начинает что-то подозревать: она называет Джемму неправильным именем, как будто проверяя, действительно ли перед ней внешний Марк.
Вернувшись домой, Марк просит Регаби вытащить его чип. Она проводит процедуру, после чего к Марку приходит сестра. Прямо перед Девон у него случается приступ.
7 серия
В эпизоде три сюжетные линии, которые разворачиваются параллельно, но происходят в разных временах.
После приступа Марк находится без сознания в своей квартире. За ним ухаживают Девон и Регаби. Регаби рассказывает, что он прошел процедуру реинтеграции и что Джемма жива. Когда Марк долго не приходит в сознание, Девон решает позвонить мисс Кобел как эксперту по разделению. Недовольная этим, Регаби уходит.
Флешбэк с историей отношений Марка и Джеммы, от знакомства до сообщения о ее смерти в автокатастрофе. Подразумевается, что это «путешествие» Марка в прошлое под действием реинтеграции. Этот флешбэк сильно отличается тоном и стилем съемки от остального сериала — он показывает настоящую жизнь и реальные отношения.
Джемма и Марк вместе работали в университете (она преподавала русскую литературу, он — историю) и познакомились, когда сдавали кровь — вероятно, для подразделения Lumon. Они были счастливы в браке и ждали ребенка, но у Джеммы произошел выкидыш. Пара пыталась зачать с ЭКО, но безрезультатно. Отношения начинали понемногу охладевать, и однажды Марку сообщили об аварии, в которой его жена умерла.
Жизнь Джеммы в настоящем. Наконец раскрывается главная интрига второго сезона: Джемма не клон и не часть личности — она настоящая жена Марка, и все это время она находилась в Lumon на испытательном этаже. Вероятно, она попала туда сразу после автокатастрофы, к которой Lumon явно имеет отношение.
Ее внешняя и внутренняя жизнь проходят в стенах корпорации. Внешнюю Джемму держат взаперти, и ей приходится посещать разные комнаты, в каждой из которых у нее отдельная внутренняя личность. В одной комнате она посещает дантиста, в другой — подписывает карточки на Рождество, в третьей терпит сильную турбулентность в самолете. Для каждой личности эти сценарии длятся бесконечно и становятся своего рода пыткой. Единственная комната этажа, где она еще не бывала, — «Холодная гавань» — это то, чем занимается Марк. За Джеммой присматривает доктор Мауэр (Робби Бенсон), он же проводит процедуры с ней в разных комнатах.
Названия каждой комнаты связаны с названиями файлов, над которыми работает Отдел обработки макроданных. Каждая комната и каждый файл — это неприятный опыт, которого люди захотели бы избежать. Можно предположить, что так Lumon испытывает, насколько барьер разделенной личности устойчив к боли, страху и негативному опыту.
Внешняя Джемма помнит и любит Марка — более того, она знает, что он находится в Lumon. При этом девушка явно недовольна положением, в котором находится. Когда доктор Мауэр врет ей о том, что Марк заново женился и у него есть дочь, Джемма кидается на него. Она сбегает и на лифте попадает в черный коридор, но в процессе переключается на одну из внутренних личностей — мисс Кейси. В конце коридора ее встречает мистер Милчек и обманом заставляет вернуться в лифт.
Почему все любят седьмую серию?
Седьмая серия — самая высокооцененная в сезоне (9,3 балла из 10 на IMDb). На это есть несколько причин.
- Серия раскрывает многие тайны сезона и расширяет мир сериала. Она также объясняет, чем занимается Lumon — где-то напрямую, где-то с помощью подсказок и намеков. Также она исследует концепцию памяти и времени.
- Эмоциональная история. Из абстрактной фигуры и макгаффина (то есть персонажа, вокруг которого строится сюжет и повествование, но который сам при этом не развивает историю) Джемма становится живым человеком. Обаятельная, забавная, предприимчивая, со своей болью и мечтами, она влюбляет в себя Марка, а с ним — и зрителей. Мы видим, что их с Марком отношения были реальными, со своими взлетами и падениями. Если до этого Джемма воспринималась просто как сюжетная цель (зрители и внутренний Марк о ней ничего не знали), то теперь она — важная часть жизни главного героя.
- Серия красиво снята — в непривычных для сериала теплых тонах, на природе и в декорациях обыденной жизни. Флешбэк и то, как в нем выглядят знакомые герои (борода и короткая прическа Марка), сильно оттеняет корпоративный стиль Lumon. На фоне флешбэка жизнь внутри корпорации становится еще более абстрактной и оторванной от реальности.
8 серия
Вся серия посвящена Хармони Кобел.
Мисс Кобел приезжает в прибрежный городок Солтс-Нек, где она родилась. Это тихое место, вся жизнь которого когда-то была сосредоточена вокруг завода по производству эфира. Вероятно, именно здесь зародился сам Lumon — от него осталось кирпичное здание с полустертой вывеской. Теперь в городе запустение, а многие жители стали наркозависимыми.
В местной забегаловке мисс Кобел находит своего старого приятеля Хэмптона (Джеймс ЛеГрос). После напряженного разговора он соглашается отвезти Хармони в дом ее детства. Сейчас там живет ее тетя Селестина (Сисси), которая лояльна Иганам и едва ли не почитает Lumon.
Здесь мы узнаем о прошлом мисс Кобел. Lumon построил в городе завод эфира, где они с Хэмптоном работали с детства. Диэтиловый эфир со второй половины XIX века использовался как анестезия, и это главная подсказка к тому, чем на самом деле занимается Lumon. Серия открыто показывает, что в городе используют эфир как наркотик. Мисс Кобел также его принимала, причем с восьми лет.
На заводе ее заметили Иганы и отправили ее на стажировку Wintertide Fellowship («Братство зимнего праздника») — ту же, которую сейчас проходит мисс Хуанг. Ее мать ненавидела Lumon, а тетя, наоборот, боготворила. Мать долго болела и дышала с помощью ИВЛ (можно предположить, что она тоже работала на заводе и химикаты подорвали ее здоровье). Она умерла, пока Хармони училась по программе Иганов.
Мисс Кобел приехала в дом, чтобы найти журнал со своими старыми записями и чертежами. Выясняется, что именно она изобрела процедуру разделения — а теперь считает, что Джейме Иган украл ее идеи. Ее тетя пытается сжечь журнал, чтобы защитить Lumon.
По словам Сисси, в дом звонил мистер Драммонд, новый глава службы безопасности корпорации (Олафур Дарри Олафссон). Lumon пытается добраться до мисс Кобел, и его сотрудники подъезжают к дому в конце серии. Мисс Кобел приходится в спешке бежать.
На протяжении всей серии ей звонит Девон Скаут, но всегда в неудачное время. Только в финале мисс Кобел отвечает на звонок. Девон рассказывает про реинтеграцию Марка и передает ему трубку. Злая на Lumon, мисс Кобел требует, чтобы он рассказал ей все с самого начала.
9 серия
Хелена Иган начинает свой день с бассейна и неуютного завтрака с отцом, Джейме Иганом (Майкл Сиберри). Вероятно, они живут вместе, причем их поместье в Кире, штат Пенсильвания, находится неподалеку от здания Lumon.
Мистер Милчек поздравляет мисс Хуанг с досрочным завершением ее стажировки (она называется Wintertide Fellowship — это та же программа, в которой участвовала мисс Кобел). А также объявляет, что ее кровать «перенесут из дома родителей в Центр эмпатии Ганнела Игана в Свальбарде» (это норвежское название Шпицбергена), где она продолжит работать. По реакции мисс Хуанг видно, что для нее это плохие новости. Протокол требует «материальной жертвы», и мисс Хуанг приходится разбить свою любимую карманную игру.
Жена Дилана наконец признается, что завела отношения с его внутренней личностью, и они ссорятся. Дилан напрямую называет случившееся изменой — то есть оба воспринимают его внутреннюю личность как другого человека. Он угрожает уволиться и закончить существование внутреннего Дилана. Позднее жена рассказывает об этих угрозах внутреннему Дилану и сообщает, что больше не может его навещать. Дилан делает ей предложение руки и сердца, но она уходит.
Утешая его, Хелли говорит, что встречи с женой были отвлекающим маневром Lumon, нацеленным рассорить Дилана с Ирвингом. Дилан не слушает ее и подает заявление об увольнении. В процессе мисс Хуанг просит у него прощения, считая, что в произошедшем есть и ее вина.
Ирвинг возвращается домой и обнаруживает там Берта. Он прочитал записи Ирвинга, в которых тот допускает, что Берт — «приспешник Lumon». Берт не отрицает этого и зовет Ирвинга с собой на прогулку. В дороге он рассказывает, что, работая на компанию, никому не причинял вреда — просто отвозил людей в разные места и не задавал вопросов, что с ними там делали. (Возможно, именно поэтому мисс Кобел в третьей серии испугалась ехать к правлению с Хеленой — потому что увидела такого же водителя). Можно предположить, что Lumon отправил его и к Ирвингу с той же целью, но Берт решил спасти бывшего коллегу. Он отвозит Ирвинга на вокзал и говорит ему уехать из Кира как можно дальше.
Хелли забирает рисунок с черным коридором, на обратной стороне которого Ирвинг оставил инструкцию, как найти это место. Она задерживается на работе, заучивая последовательность поворотов, и ее обнаруживает Джейме Иган, глава Lumon — он как будто принимает Хелли за свою дочь.
«Холодная гавань» завершена на 96 процентов, когда в командном центре замечают, что номера не меняются. Хотя планировалось, что в этот день будет выполнена «финальная квота». Выясняется, что Марк уже второй день не приходит на работу. Мистер Драммонд винит в этом мистера Милчека, но тот впервые дает ему отпор.
Внешний Марк и Девон в это время едут на встречу с мисс Кобел. Она должна отвезти их на ретрит, где процедуру разделения используют при родах — там есть оборудование, которое позволит поговорить с внутренним Марком. От мисс Кобел они узнают, что Джемма умрет, когда «Холодная гавань» будет завершена. По совету мисс Кобел Марк звонит мистеру Милчеку. Он притворяется, что просто прогуливает работу, и обещает прийти на следующий день. Когда темнеет, мисс Кобел привозит их к коттеджу на ретрите. Внутри Марк переключается на внутреннюю личность.
Расклад на конец серии: мисс Хуанг покинула Lumon, внутренний Дилан уволился, Ирвинг уехал из города, Хелли встретила главу компании, а внутренний Марк встретился с мисс Кобел.
10 серия
Джейме Иган признается Хелли Р., что не любит свою дочь Хелену. В детстве он «видел в ней Кира» и вновь нашел его только в Хелли Р. Она хочет напасть на главу Lumon, но вовремя останавливается. Джейме Иган обещает, что «завтра будет особый день», и уходит.
При встрече в коттедже на ретрите мисс Кобел выясняет у Марка С., что он еще не завершил «Холодную гавань». Значит, есть шанс спасти мисс Кейси — Джемму. Мисс Кобел советует идти к черному коридору сразу после того, как Марк завершит обработку файла с «Холодной гаванью» — раньше его просто не выпустят из Отдела обработки макроданных. Чип Марка работает только на этаже разделенных. Когда он доберется до испытательного этажа, то переключится на свою внешнюю личность. Он найдет Джемму и приведет назад на его этаж, где уже внутренний Марк выведет ее наружу.
Мисс Кобел и Девон уверены, что Джемма поможет разоблачить Lumon и покончить с компанией. Марк С. задается вопросом: а что в этом случае будет со всеми внутренними личностями? Он возмущен, что их жизнью хотят пожертвовать ради одного человека.
Девон отдает ему видеокамеру с посланием от внешнего Марка. Он извиняется перед своей внутренней личностью и объясняет, что разделение стало для него способом сбежать от горя. Lumon говорили, что внутренний Марк будет счастлив, но в итоге его обрекли на два года кошмара. Внешний Марк обещает это исправить и просит о помощи с Джеммой.
Они общаются видеопосланиями. Марк С. объясняет, что «кошмар» — неточное слово, и внутренние личности нашли способ жить и чувствовать себя полноценными людьми. Внешний Марк обещает, что закончит реинтеграцию и они оба смогут разделить жизнь снаружи Lumon. Внутренний Марк не понимает, как будет работать такое существование, а внешний не может объяснить. Будут ли они делить воспоминания поровну или их останется больше от внешнего Марка? Или появится некий третий Марк, а прежние два исчезнут?
Две личности ссорятся: внутренний Марк не доверяет внешнему, а еще он любит Хелли и не хочет ее потерять. В разговор вмешивается мисс Кобел. Она говорит, что номера, с которыми он работает в Lumon, это его жена, то есть «дверь» в ее сознание. Когда Марк обрабатывает номера, он ощущает разные эмоции: грусть, ужас, злобу. В процессе обработки файла он собирает по кусочкам ее темперамент и сознание, то есть строит новую личность. Каждый файл, который завершил Марк, — новая внутренняя личность для Джеммы. Он завершил уже 24 файла, «Холодная гавань» — 25-й.
Марк С. отказывается продолжать разговор и сразу попадает на работу. На выходе из лифта он видит мурал в свою честь, где нарисованы все его коллеги и близкие, даже Девон. Там его встречает Хелли, они — единственные оставшиеся сотрудники Отдела обработки макроданных. Вместе они идут в офис, где за ночь поставили восковую фигуру Кира Игана из музея Lumon. Хелли убеждает Марка помочь Джемме, чтобы у него появился шанс на нормальную жизнь. Она отдает ему инструкцию, как найти черный коридор.
Внутренний Дилан неожиданно возвращается на работу. Поначалу он думает, будто внешняя личность отказалась согласовать увольнение, чтобы помучить его. Но внешний Дилан передал письмо, в котором приободряет его и по факту называет лучшей версией себя. Он говорит, что согласует увольнение, если внутренний Дилан захочет, но считает, что тот должен остаться (то есть признает ценность его жизни как отдельного человека).
Марк С. завершает «Холодную гавань». Мистер Милчек устраивает ему нелепую церемонию с поздравлением от фигуры Кира Игана и с танцующим оркестром. В разгар торжества Хелли отвлекает внимание мистера Милчека, и Марк сбегает на поиски черного коридора.
Под звуки оркестра Хелли пытается запереть мистера Милчека в туалете. Когда ему почти удается вырваться, на помощь приходит Дилан. Вместе Хелли и Дилан сдерживают руководителя этажа разделенных, выигрывая время для Марка.
Джемма обнаруживает в шкафу одежду, которую ей предстоит надеть для посещения новой комнаты. Она узнает пальто, в котором была в день автокатастрофы. Ее отводят в комнату с табличкой «Холодная гавань». Там — только детская кроватка, в которой лежит отвертка. Двадцать пятой личности Джеммы велят разобрать кроватку.
Из контрольной комнаты Джейме Иган и доктор Мауэр наблюдают за ней. Они отмечают, что барьер внутри сознания держится — новая личность не чувствует боли и горя, которые должна была бы ощущать Джемма.
Лорна, смотрительница отдела с козами, передает мистеру Драммонду козленка как «подношение». Он говорит, что животное похоронят с женщиной (вероятно, с Джеммой), и козленок должен сопроводить ее дух к «двери Кира».
«Мы посвящаем это животное Киру и его вечной борьбе против боли», — с такими словами мистер Драммонд протягивает Лорне пистолет. Она медлит, и в это время внимание мистера Драммонда привлекает Марк С., пытающийся вломиться в соседнюю комнату. Драммонд избивает Марка, но в последний момент Лорна угрожает начальнику службы безопасности пистолетом. Они дерутся, и вместе Лорна и Марк С. побеждают.
Марк С. под дулом пистолета ведет мистера Драммонда по черному коридору. В лифте, возвращаясь к внешней личности, он случайно спускает курок. Это первая кровавая сцена за два сезона.
В комнату с «Холодной гаванью» сотрудников впускают по биометрии — нужно проколоть палец. Одежда Марка пропитана кровью мистера Драммонда, и с ее помощью он открывает дверь.
Внешний Марк находит Джемму, когда она уже закончила разбирать кроватку. Когда она выходит из комнаты, внешние личности Марка и Джеммы наконец встречаются. Они сбегают к лифту, спускаются на этаж разделенных и переключаются на Марка С. и мисс Кейси. Марк С. выводит ее с этажа разделенных, но сам остается с Хелли.
Что известно про третий сезон

Apple официально не объявляла о продлении сериала на третий сезон. Но шоураннер сериала Бен Стиллер говорил в январе, что команда уже работает над продолжением.
На создание первого сезона ушло три года, и столько же заняла работа над вторым. Правда, там ситуацию усугубили пандемия ковида и забастовки в Голливуде. Главный сценарист Дэн Эриксон выразил надежду, что в этот раз им понадобится меньше времени и зрители увидят третий сезон раньше 2028 года.
На момент финала «Разделение» — самый популярный сериал Apple TV+, так что причин отменять третий сезон пока нет
Интересные факты о втором сезоне
Как снимали сцену с бегом по коридорам
Первая сцена сезона — самая запоминающаяся. Вернувшись на работу в Lumon, Марк бежит по бесконечному лабиринту коридоров, теряясь в поворотах и безуспешно пытаясь найти выход среди белых стен. Сцена длится почти две минуты и выглядит так, будто снята одним кадром. Ее главная фишка — резкие повороты камеры, которая следует за Марком и как будто тоже поддается его панике.
Шоураннер Бен Стиллер так описал задумку этой сцены: в конце первого сезона Марк узнал, что его жена жива в стенах Lumon, и сразу переместился на работу. Его единственный порыв — бежать и выяснять, что вообще происходит
По словам Бена Стиллера, они снимали сцену около полугода, и она разделена примерно на 10 частей. В каждой части использовали разное оборудование.
Съемки проходили в разных локациях по мере того, как их строили для других сцен — можно увидеть, что Марк пробегает мимо помещений, которые появляются в сезоне позднее. Некоторые части сцены сняли с хромакеем и беговой дорожкой.
Для съемок использовали камеру на роботизированном манипуляторе (bolt arm). Она следовала за движениями актера Адама Скотта, когда он поворачивался и бежал. По словам Стиллера, это было «очень опасно» и «немного страшно».
Офис Lumon на Центральном вокзале

15 января 2025 года, за два дня до старта сезона на Apple TV+, команда «Разделения» устроила необычную промо-кампанию. Посреди Центрального вокзала Нью-Йорка установили большой стеклянный куб. Внутри был офис, в котором своими обычными рабочими делами занимались персонажи «Разделения»: Марк, Хелли, Дилан, Ирвинг, мисс Кобел и мистер Милчек.
Они провели внутри больше трех часов: за это время информация о поп-ап объекте завирусилась, и люди могли приехать на вокзал специально, чтобы посмотреть на них.
В подкасте о сериале Бен Стиллер рассказал, что изначально Apple собирался нанять просто похожих актеров. Но Адам Скотт (исполнитель роли Марка) захотел поучаствовать сам, а к нему присоединились и другие артиста из каста. По словам Адама Скотта, у них не было сценария — все несколько часов они импровизировали на глазах у десятков зрителей.

Заставка второго сезона
У сезона новая заставка, которая появилась только во второй серии. В ней те же музыкальная тема и стиль анимации, что и в опенинге первого сезона, но другой сюжет. Заставка содержит много метафор, деталей и ключей к пониманию второго сезона.
Главная тема заставки — столкновение внутреннего и внешнего сознаний Марка. Причем они не столько противостоят друг другу, сколько пытаются работать сообща

Основные образы в заставке:
- Воздушные шары, заменяющие головы персонажей — символ внутренних личностей;
- Черный коридор с лифтом в конце — локация Lumon, в которую персонажи стремятся попасть весь сезон;
- Козы — стали маскотом сериала еще в первом сезоне, а во втором показали целый отдел, занимающийся их разведением;
- Путешествие внутри головы — мотив проявляется по-разному: Марк в гигантской голове мисс Кобел, изображение мозга, руки человека, который как бы пытается выбраться из черепной коробки;
- Джемма и Хелли, сливающиеся в один образ — две женщины, которых любит Марк;
- Младенец Кир — в конце опенинга в ногах Марка ползает ребенок с головой Кира Игана, основателя Lumon.
Детали

- В сериале действует свой цветовой код. Теплые цвета вроде красного символизируют внешний мир, холодные вроде синего и белого — мир внутри Lumon.
- На втором сезоне «Разделение» стало самым популярным шоу Apple TV+ и обошло «Теда Лассо», предыдущего лидера.
- Одну из самых интересных сцен седьмой серии, с проходом камеры через кабели, сняли без CGI (компьютерной графики). Режиссер этой серии Джессика Ли Ганье рассказала, что камеру действительно пропустили через стол и через провода — это была самая трудоемкая работа в ее жизни.
- У сериала есть официальный подкаст, который ведут Бен Стиллер и Адам Скотт. Каждый выпуск посвящен отдельной серии, где разбирают сюжет и общаются с приглашенными гостями — актерами, режиссерами, композиторами и другими членами команды.
- Слова innie и outie, которыми в сериале обозначают внутреннюю и внешнюю личности, люди начали использовать и в обыденной речи (в разговорном русском тоже — как инни и аути). По мнению авторов The New York Times, эти слова надолго закрепятся в английском языке и станут такими же общеупотребительными, как, например, френдзона, которую как термин популяризировал сериал «Друзья».
- Выше всего зрители оценили седьмую серию сезона (с историей Джеммы) — 9,3 из 10 баллов на IMDb. Наименьшую оценку получила восьмая серия (посвященная мисс Кобел) — 6,7 балла. Это в целом самый низкооцененный эпизод сериала.
Свежие комментарии