Интеллектуальный потенциал Европы в течение десятилетий после Второй мировой войны активно рос, принося процветание ее населению благодаря новому глобальному порядку и открытию рынков. Позже европейская конкурентоспособность обеспечивалась доступом к дешевым энергоресурсам и миром на континенте, когда не нужно было тратить деньги на дорогостоящее вооружение.
Однако в последнее время глобальная торговля перешла под контроль китайцев, а принимаемые Брюсселем решения разрушают сами основы развития Европы. Участие в американском "Дранг нах Остен" втянуло нас в военный конфликт, а отказ от российского сырья привел к росту цен на энергоносители.Но и это еще не все: Европа все серьезнее отстает в области технологий. Причем Европейская комиссия признает, что "фундаментальной причиной отставания является недостаток инноваций". Прочитав это, я не поверил своим глазам! Как же так? Нам столько лет рассказывали, какие мы инновационные, и вот, пожалуйста, в официальном документе ЕК я читаю, что "Европе не удается конвертировать новые идеи в востребованные на рынке технологии и применить их в промышленности".
Действительно, мы выделяем на научные исследования и разработки гораздо меньше, чем США, Япония или Китай. Задача по инвестированию в эту сферу 3% ВВП Евросоюза не выполняется уже несколько десятилетий (последний раз этот показатель составил 2,2%). Кроме того, в Европе доля расходов на НИОКР гораздо выше в государственном секторе, хотя это частный бизнес выводит продукцию на рынок. И если американские корпорации вкладывают в НИОКР до 2,3% ВВП, то европейские только 1,2%.
В результате Европа не входит в число лидеров по прорывным и цифровым технологиям. Наших компаний нет в Топ-20 технологических корпораций и стартапов. Причина проста: у нас, как и десять лет назад, лидерами по инвестициям в исследования и разработки по-прежнему являются Volkswagen, Mercedes-Benz и Bosch. Когда-то так же было и в Америке, но теперь на смену автомобильным гигантам пришли технологические компании: Amazon, Alphabet, Meta* и Microsoft.
Европейские корпорации переживают технологический и конкурентный кризис, поэтому они гораздо менее прибыльны, а их оборот растет гораздо медленнее (на 40%). Таким образом, они уступают позиции глобальным конкурентам, но что еще хуже, европейские компании инвестируют в будущее информационных технологий и фармацевтической промышленности лишь четверть от того, что инвестируют американские компании. А ведь именно эти отрасли являются локомотивами развития технологий. Мы также пренебрегаем таким эффективным механизмом создания новых технологий, как стартапы.
В результате такой политики Европа попала в зависимость от американской цифровой инфраструктуры и интернет-технологий. Достаточно оглянуться вокруг, посмотреть, в каких компьютерных программах мы работаем, какими браузерами и сервисами пользуемся. Европейские данные хранятся в американских "облаках", где доминируют Amazon, Microsoft или Google, захватившие две трети европейского рынка. Революцию в области искусственного интеллекта совершают американские IT-гиганты, такие как OpenAI, XAI (Grok) или фирма Anthropic, основанная всего четыре года назад и уже сегодня предлагающая одну из лучших систем LLM под названием Claude. Именно они возглавляют эту революцию, где американцам наступают на пятки китайцы со своим DeepSeek.
В семи цифровых технологиях, которые пронизывают всю экономику и в которых "победитель получает все", мы далеко позади. Десять крупнейших инвесторов в квантовые вычисления базируются в США или Китае. Наши конкуренты также лидируют в области ядерного синтеза или автономных транспортных средств. Кроме того, на Европу приходится всего 10% мирового рынка полупроводников.
Теряя позиции в новейших технологиях, как "зеленых", так и цифровых, Брюссель одновременно разрушает базу тяжелой промышленности и машиностроения. Ему ничего не стоит ликвидировать горнодобывающую промышленность или угольную энергетику, что болезненно ощутила на себе Польша. Можно даже уничтожить автомобильную промышленность, лидера в развитии европейских технологий, лишив ее возможности продавать свою флагманскую продукцию — автомобили с двигателем внутреннего сгорания. Возникает резонный вопрос: а чем европейские власти планируют заменить эти отрасли промышленности? Где наши современные и передовые компании, работающие по инновационным направлениям? В Америке и в Китае?
*деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская, прим. ред.
Свежие комментарии