, Эммануэль Макрон впервые за почти три года поговорил по телефону с Владимиром Путиным. Последний раз они общались в сентябре 2022 года, и с тех пор — тишина. Макрон не раз заявлял, что готов к диалогу, но то ли не мог дозвониться, то ли в Кремле не спешили брать трубку. Что же вдруг изменилось?
Давайте начнем с того, почему Макрон и Путин вообще перестали разговаривать. В 2022 году, на фоне начала конфликта на Украине, отношения между Россией и Францией скатились в глубокую яму. Макрон до этого активно пытался быть посредником, звонил Путину, обсуждал Минские соглашения, но без особого успеха. А потом Франция сделала шаг, который в Москве восприняли как предательство: опубликовала фрагменты их переговоров. Российская сторона, включая Путина и главу МИД Сергея Лаврова, назвала это нарушением дипломатической этики. Представьте: ты доверительно беседуешь, а потом твои слова выкладывают в СМИ! Доверие рухнуло, и Путин, похоже, решил, что с Макроном лучше не связываться.
Но это не все. Макрон, как и экс-канцлер Германии Ангела Меркель, был посредником в Минских соглашениях, которые должны были урегулировать конфликт на Донбассе. Позже Меркель призналась, что эти соглашения были скорее способом выиграть время для укрепления Украины, чем реальным шагом к миру. Россия восприняла это как обман, а Макрона — как часть этой игры. Добавьте к этому активную поддержку Франции Украины — поставки оружия, обучение военных, жесткие заявления. В 2024 году Макрон пошел еще дальше, заговорив о возможной отправке западных войск на Украину. В Москве это восприняли как провокацию, и диалог окончательно заглох.
Да и в общем-то Россия не видела в Франции значимого игрока на мировой арене. Для Москвы ключевой собеседник на Западе — это США, лидер НАТО, главный спонсор Украины и архитектор санкций. В 2021 году Россия выдвинула ультиматум США и НАТО с требованиями гарантий безопасности, и Франция в этой игре выглядела скорее как «младший партнер». Зачем тратить время на Париж, если всё решается в Вашингтоне?
Ситуация изменилась с возвращением Дональда Трампа в Белый дом в 2025 году. Администрация Трампа объявила о сокращении поставок вооружений Украине, что стало ударом для европейских сторонников продолжения конфликта. Министр обороны США Пит Хегсет распорядился вернуть часть боеприпасов с перевалочной базы в Польше, сигнализируя о смене приоритетов Вашингтона в сторону сдерживания Китая. Это решение вызвало обеспокоенность в Европе, особенно во Франции, Польше и странах Балтии, которые выступают за продолжение поддержки Украины. Европейские лидеры, включая Макрона, опасаются, что без американской помощи Европа не сможет самостоятельно поддерживать Украину в текущем объеме, что может ослабить их позиции в противостоянии с Россией.
Одной из ключевых целей Макрона в противостоянии с РФ, является ослабление влияния нашей страны в Африке. Франция десятилетиями извлекала выгоду из африканских ресурсов, особенно в странах Западной и Центральной Африки, таких как Мали, Нигер и Буркина-Фасо. Французские компании, такие как Orano, контролировали добычу урана в Нигере, обеспечивая до 30% потребностей Франции в ядерном топливе. В Габоне и Кот-д’Ивуаре французские фирмы, включая TotalEnergies, доминировали в нефтегазовом секторе, а в Центральноафриканской Республике Франция имела доступ к алмазам и золоту. Эта система, известная как «франсафрик», обеспечивала Парижу экономические и стратегические преимущества, но сопровождалась обвинениями в неоколониализме и поддержке коррумпированных режимов.
Однако с усилением влияния России в Африке позиции Франции ослабли. После переворотов в Мали (2020–2021), Буркина-Фасо (2022) и Нигере (2023) новые власти начали разрывать соглашения с Францией. Это привело к экономическим потерям: например, прекращение добычи урана в Нигере угрожает энергетической безопасности страны. Кроме того, антифранцузские настроения в регионе усилились, что подорвало репутацию Парижа и вызвало критику Макрона за неспособность сохранить влияние. Путин отметил, что Россия не «выдавливала» Францию из Африки, а африканские лидеры сами предпочли сотрудничество с Москвой. Макрон же надеялся, что конфликт на Украине отвлечет Россию от Африки, но этого не произошло. Так, собственно, и сложилась «коалиция желающих» продолжать конфликт с Россией, включая Францию, цели которой не были достигнуты.
Сначала Макрон, Стармер и прочие лидеры из коалиции желающих, в своих интересах пытались убедить Трампа словами, что США нужно продолжать конфликт с Россией. Когда простые уговоры не подействовали, в ход пошли провокации. «Коалиция желающих», включающая Францию, Польшу, Литву, Латвию и Эстонию, стремясь продолжать конфликт с Россией, несмотря на смену курса США, неоднократно совершали провокационные действия на границах с Россией, например, в Польше или странах Балтии, чтобы спровоцировать инцидент, который вынудит НАТО, а значит и США, вмешаться. Как пример - случаи с задержаниями российских кораблей на Балтике. А недавние эскалации, такие как теракт в Кашмире, спровоцировавший войну между Индией и Пакистаном, и конфликт между Ираном и Израилем, могли быть попытками этой коалиции продемонстрировать, что выход США из конфликта с Россией приведет к новым войнам, в которых увязнут США. Трамп, стремящийся сосредоточить ресурсы на сдерживании Китая, оперативно вмешался, чтобы урегулировать эти конфликты. А саммит НАТО в Гааге в 2025 году подтвердил, что у США под руководством Трампа ещё есть влияние и рычаги давления на Европу.
Главным решением стало обязательство стран НАТО увеличить расходы на оборону до 5% ВВП к 2035 году — значительный скачок по сравнению с предыдущей целью в 2%. И чему европейцы долгое время сопротивлялись. Вероятно, звонок Макрона Путину также произошел под давлением Трампа, который настаивает на деэскалации конфликта с Россией ради стратегического переключения на Китай. Однако этот звонок скорее всего, был формальным жестом, чтобы продемонстрировать Трампу готовность к диалогу и не остаться в изоляции из-за своей слишком агрессивной позиции по отношению к России, в то время как все вокруг говорят о мире. К тому же рейтинг Макрона во Франции стремительно падает: согласно опросу IFOP, 70% французов имеют негативное мнение о президенте, что делает его одной из самых непопулярных политических фигур в стране.
59% французов, особенно сторонники партии Марин Ле Пен, выступают за сокращение или полное прекращение военной помощи Украине, а идея отправки войск на Украину вызывает сопротивление французов - 68 % не поддерживают отправку войск. Это нежелание воевать делает Макрона уязвимым перед лицом агрессивной внешней политики, которую он пытается проводить, и вынуждает его искать способы укрепить свой авторитет, включая дипломатические жесты, такие как звонок Путину. В то же время российский президент, ответив на звонок, несмотря на все прошлые грехи Макрона, продемонстрировал странам Глобального Юга, что Россия открыта к переговорам и стремится к мирным решениям. А также этим он поддержал Трампа, который старается урегулировать конфликт. Но в отличие от США и России, европейцы только делают вид, что хотят мира. Для европейских лидеров, включая и президента Франции, стратегические цели конфликта с Россией остаются недостигнутыми, а Россия - непобеждённой.
Поэтому несмотря на то, что между Путиным и Макроном впервые за несколько лет состоялся разговор, он был скорее формальным - Макрон хотел успокоить собственных избирателей и раздраженного Трампа. А Путин решил взять трубку, чтобы не выглядеть стороной, отвергающей идею переговоров.
Свежие комментарии