Дональд Трамп — один из самых противоречивых и вместе с тем интересных мировых лидеров. Причем история Трампа-бизнесмена не менее занимательна, чем Трампа-политика. С момента участия в предвыборной гонке и уж тем более после победы на президентских выборах к нему приковано внимание публики. Журналист Игорь Прокопенко в своей книге «Дональд Трамп. Портрет противоречивого лидера. От первого президентского срока до сегодняшних дней» собрал все, что может быть интересно узнать о главном герое новостной повестки. С разрешения издательства «Эксмо» «Лента.ру» публикует фрагмент текста.
Одним из ключевых пунктов предвыборной программы Трампа на выборах 2016 года было обещание нормализовать отношения с Россией. Он надеялся на сотрудничество в борьбе с исламским терроризмом на Ближнем Востоке, который, по его мнению, представлял гораздо большую угрозу, чем стратегические игры в Восточной Европе.
В этом контексте Трамп заявлял о готовности к уступкам (хотя и с «позиции силы», что бы это ни значило) по вопросам Украины и Сирии. Трамп-кандидат даже покусился на «святая святых» американской политики, назвав ошибкой «попытки распространять универсальные ценности в страны, которые не готовы или не хотят этого», и раскритиковал традиционную для США роль «мирового полицейского». Таким образом, он прямо поставил под сомнение всю концепцию американского глобального лидерства.Эти позиции вызвали жесткую реакцию его оппонентов.
Многие жители западных стран до сих пор верят в то, что Трампа спонсируют из Москвы, как бы абсурдно это ни звучало на фоне всех фактов и опыта первого срока Трампа
А тогда, в середине 2010-х годов, антироссийская истерия, активно подпитываемая пропагандой Демократической партии, достигла такого масштаба, что дело о мнимых связях Трампа с Кремлем дошло до суда и стало предметом серьезных обсуждений в американской политике, получив громкое название Russiagate (по аналогии с Уотергейтским скандалом, который привел к отставке Ричарда Никсона в 1974 году).
Лишь в 2023 году абсурдные обвинения были признаны необоснованными, а «доказательства» — фальшивыми. Однако в свое время эти обвинения произвели большое впечатление на наивные умы американцев. И хотя правда вскрылась, осталось неприятное послевкусие, как в известной шутке: «Ложки нашлись, но осадочек-то остался».
Показательна реакция самого Трампа на происходящее. Изначально он с негодованием отвергал обвинения, но в конце концов — очевидно, под давлением — признал, что «Россия вмешивалась в выборы 2016 года», хотя и добавил, что это «не повлияло на их исход». Такая частичная капитуляция перед настойчивым общественным мнением и пропагандой ярко демонстрирует ограничения свободы действий любого американского президента, даже такого индивидуалиста, как Трамп. Эта зависимость, естественно, сказалась на его отношении к России и на его позиции по конфликту на Украине.
Мало кого из специалистов по геополитике и американской внешней политике удивило, что период президентства Трампа не увенчался столь радужными американо-российскими отношениями, на которые надеялись некоторые. Внутриполитическая ситуация в США многое проясняет. Однако стоит отметить, что относительная стабильность, пусть и нарушаемая мелкими вспышками, все же установилась, особенно по сравнению с правлением Обамы и последующей администрацией Байдена.
Как и ожидалось, для глобальной стратегии коллективного Запада этот короткий перерыв ничего не изменил. Он лишь позволил им продолжать свои грязные политические игры, медленно готовясь к столкновению с Россией, которое, как теперь очевидно, всегда рассматривалось как неизбежное.
Для Трампа же это стало отличной возможностью после выборов 2020 года снова вернуться к своим излюбленным темам, с удвоенной силой атакуя новую демократическую администрацию, эксплуатируя российскую и украинскую тематику. После встречи Владимира Путина и Джо Байдена на саммите в Женеве, которая не привела к существенным результатам, отношения между странами быстро ухудшались, что только усиливало напор Трампа в его риторике. Его аргументы оставались прежними, но становились все более жесткими.
«Слабость и некомпетентность Джо Байдена создают реальный риск третьей мировой войны. Каждый день некомпетентность Байдена подвергает риску Америку. Как каждый знает, то, что Россия делает с Украиной, никогда не было бы возможно... если бы я был президентом», — заявил Трамп в январе 2022 года перед своими сторонниками на митинге в городе Конро на востоке Техаса
Обращает на себя внимание тот факт, что Трамп, как и прежде, акцентирует внимание не на своих дипломатических способностях. На чем же тогда? На своем, как он утверждает, гигантском авторитете. Из его слов следует, что Россия не начала бы специальную военную операцию не столько потому, что он не довел бы внешнеполитическую ситуацию до такого предела, сколько потому, что он лично этого не допустил бы. В отличие от Байдена, к которому, как и к Обаме, Владимир Путин, по мнению Трампа, не испытывает никакого уважения. И в этом Трамп с российским президентом, конечно, солидарен. (...)
Трамп в период СВО
Через два дня началась специальная военная операция. Многие ведущие мировые политики были ошеломлены решимостью российской власти, которую они, казалось, так и не научились воспринимать всерьез за многие десятилетия. Но только не Дональд Трамп.
Трамп никак не выдал своего удивления. Как и подобает непримиримому оппозиционеру, уже обвинявшему своих противников в фальсификации выборов и попытке госпереворота после штурма Капитолия его сторонниками, он быстро включился в борьбу с действующей властью.
Пока западные элиты — и те, что у власти, и многие другие — единодушно осуждали так называемую агрессию против суверенного государства, Трамп, как истинный оппозиционер, сосредоточился на критике руководства собственной страны.
Он небезосновательно указывал, что именно по вине американской администрации эскалация конфликта достигла критической точки.
При этом он не забыл выразить свое осуждение смелых действий Москвы, хотя и сделал это весьма сдержанно.
«Проблема не в том, что Путин умен — а это, безусловно, правда, — а в том, что наши лидеры глупы, они до сих пор спускают ему с рук это издевательство», — эти слова прозвучали во время выступления бывшего президента США на конференции консервативных сил
Он продолжил: «Путин говорит: "О, они собираются ввести против меня санкции; они вводили против меня санкции в течение последних 25 лет. Вы имеете в виду, что я могу захватить всю страну, а они собираются ввести против меня санкции"», — приводил американский интернет-канал Newsmax насмешливые слова Трампа, сказанные всего через два дня после начала СВО, 26 февраля 2022 года.
До российской спецоперации выступления Трампа, всегда отличавшиеся масштабным популизмом, звучали несколько расплывчато, хотя и основывались на прагматичном подходе и призывах в адрес властей США изменить стратегию. Что он предлагал? Вполне разумные вещи: переговоры с Россией, стремление к мирному решению, проявление уважения и взаимопонимания, пересмотр решения о вооруженной поддержке Украины. Предложения действительно вполне разумные, но очень уж, увы, неконкретные.
Зато с началом СВО Трамп еще более явно противопоставил свое видение представлениям Белого дома.
«Путин играет на Байдене как на барабане. Неприятное зрелище», — печально констатировал Трамп.
С началом боевых действий Вооруженными силами РФ республиканский политик значительно усилил напор и открыто указал на истинных виновных происходящего. Кто же это? Мы и без Трампа прекрасно знаем ответ: западные лидеры. По мнению миллиардера и бывшего президента США, с чем трудно не согласиться, управление ключевыми странами Запада оказалось в руках совершенно некомпетентных людей, которым доверились их жители.
«Они не знают, как взаимодействовать с Владимиром Путиным. Они говорят неправильные вещи в неправильное время. Они ничего не знают о психологии, о том, что нужно сделать, чтобы положить конец безумию, которое творится. Миллионы людей могут погибнуть, потому что мы ни черта не знаем, что творим», — сказал в мае 2022 года Трамп на митинге в Пенсильвании
В интервью изданию Real America’s Voice в октябре 2022 года он, в очередной раз заверив публику в том, что «никогда бы не допустил» ничего подобного, подчеркнул: Белый дом своими «насмешками» буквально «вынудил» Путина начать спецоперацию.
«Они действительно насмехались над ним... Наша страна и наше так называемое руководство насмехались над Путиным. Риторика была такой глупой!» — гневно сокрушался Трамп. Как будто не понимая, что дело вовсе не в обиде на «насмешки», а в необходимости реагировать на реальные и с каждым днем растущие угрозы безопасности страны.
«Поджигатели конфликта из Конгресса и Белого дома должны решить: отказаться от помощи человека с мировым опытом и пойти наперекор своей же легенде или согласиться на перемирие», — так тогда описала сложившуюся ситуацию обозреватель известного американского журнала консервативной направленности The American Thinker Оливия Мюррей.
Примерно в это же время, выступая перед сторонниками в Неваде, Трамп напомнил, что конфликт между Россией и Украиной грозит перерасти в третью мировую войну, и снова призвал к переговорам.
Президенту Байдену от Трампа регулярно достается при каждом удобном случае. В феврале 2023 года, выступая перед сторонниками во Флориде (встречу транслировали местные телеканалы), Трамп прямо, хотя и несколько путано, обвинил Байдена в том, что Украина потеряла часть своих территорий.
Путин никогда, никогда не пошел бы на Украину. Я видел, как войска собираются на границе, и сказал: «Он ведет переговоры, это лишь переговоры». А затем вмешался Джо Байден, который заявил, что, если Россия заберет себе небольшую часть территории, то, возможно, все в порядке. Это не то, что стоило говорить
То есть, в запале критикуя соперника, республиканец Трамп дошел до того, что обвинил Байдена — известного русофоба с многолетним стажем — чуть ли не в том, что тот дал России негласное разрешение на присоединение бывших украинских земель. Это лишний раз демонстрирует, что ради достижения внутриполитических целей любой американский политик готов на все, даже на самые абсурдные высказывания.
Есть еще один аспект, который Трамп и его сторонники постоянно затрагивают в своих выступлениях, касающихся специальной военной операции и Украины. Несмотря на то что Дональд Трамп не осмеливается открыто выступить против членства США в НАТО или роспуска Североатлантического альянса, он явно скептически относится к евроатлантическому сотрудничеству.
Чего же он требует от ближайших союзников Америки? Всё просто: он хочет справедливости, но в ее особой, американской, эгоистично-прагматичной версии. В частности, Трамп требует от европейских союзников большего участия в финансировании и развитии альянса, считая, что доля США в обеспечении общей безопасности несправедливо велика. Тем более что Россия, которую НАТО открыто называет врагом, находится далеко от США, но очень близко к западным и, особенно, восточноевропейским странам. Как говорится, ничего личного, друзья-европейцы, только бизнес. И география.
Этот же принцип Трамп применяет и в отношении военной и финансовой помощи Украине. Однако призывает ли он сейчас к отмене поставок в эту, как ее называют многие, в том числе западные эксперты, коррупционную «черную дыру»? Вовсе нет. Постепенно отходя от прямой критики военной помощи Киеву — что, очевидно, стало обязательным условием политического выживания крупного западного политика, — экс-президент уже в мае 2022 года выразил крайнее возмущение тем, что Европа участвует в украинском конфликте значительно менее активно, чем Соединенные Штаты.
«Почему мы выделяем больше 40 миллиардов долларов Украине, тогда как Европа... дает очень мало? А они этим гораздо больше затронуты, очевидно, чем США», — цитировал негодующего политика «Коммерсантъ»
Утечки из штаба республиканцев, произошедшие летом 2024 года, повергли евроатлантистскую элиту в натуральный шок! Согласно источникам авторитетного издания Politico, в случае возвращения в Белый дом Трамп планирует сократить объемы обмена разведданными со странами НАТО. Это нанесет серьезный стратегический удар не только по странам Евросоюза, но и по Украине, которая активно использует эти данные.
Трое европейских чиновников и высокопоставленный функционер НАТО сообщили, что это лишь часть более масштабного плана по сокращению сотрудничества Америки с ее союзниками. В штабе самого американского политика на запросы о комментариях не ответили. Но эксперты помнят, что Трамп неоднократно выражал недовольство нынешним форматом трансатлантического военного сотрудничества.
Неудивительно, что эта тема активно обсуждалась на июльском саммите НАТО: европейские политики опасаются, что не только Украине, но и им самим будет сложнее противостоять России. Очевидно, что Трамп действительно способен создать серьезные проблемы для руководства НАТО, если продолжит придерживаться своей принципиальной позиции в этом вопросе.
Если и говорить о том, что Трамп может каким-то образом приблизить прекращение боевых действий на Украине и ее бывших территориях, то именно через такое сокращение сотрудничества. Хотя в своих многолетних обещаниях решить проблему за считаные часы он, вероятно, имеет в виду совершенно иное участие. Насколько эти обещания убедительны и насколько вероятно их выполнение, мы рассмотрим в отдельной главе.
Свежие комментарии