
Социолог Джеймс Джонсон о беспрецедентной нестабильности в партийной политике Великобритании.
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
Партия Reform UK сохраняет уверенное лидерство в опросах общественного мнения на протяжении последних семи месяцев.
Найджел Фараж, вероятно, станет следующим премьер-министром Великобритании. Это может стать началом конца вековой дуополии лейбористов и консерваторов. Кто же эти избиратели, которые способствовали росту популярности партии Reform UK? И как Фарадж может сохранить их поддержку, одновременно расширяя свою электоральную базу?Разлагающийся труп Европы. Брюссель стал символом необратимого упадка Запада
Социолог Джеймс Джонсон, соучредитель JL Partners, встретился с Фрейзером Майерсом из Spiked, чтобы обсудить состояние основных политических партий Великобритании. Ниже представлена краткая версия этой беседы.
Фрейзер Майерс: Партия Reform UK лидирует в опросах общественного мнения. Какие люди поддерживают Найджела Фараджа?
Джеймс Джонсон: Согласно опросам, половина нынешних сторонников партии Reform UK — это люди, которые проголосовали за выход из Евросоюза на референдуме. Чаще всего это белые люди из рабочего класса, не имеющие высшего образования. Они испытывают финансовые трудности и недовольны такими вещами, как иммиграция и состояние государственных услуг. Уже посмотрев и на лейбористов, и на консерваторов во главе с Борисом Джонсоном, они остановились на Найджеле Фарадже.
Остальные избиратели Reform UK представляют собой довольно разношерстную группу. Среди них есть и пенсионеры, и люди среднего возраста, а также молодые люди, придерживающиеся правых взглядов. Когда я провожу фокус-группы в Великобритании, у меня складывается впечатление, что люди не горят желанием голосовать за эту партию. Они просто считают, что у них нет другой альтернативы. Обе основные партии не оправдали их ожиданий, и поэтому Reform UK стала единственным выходом. Однако я считаю, что значительную роль в успехе этой партии сыграл личный бренд Найджела Фараджа. Эти люди ищут искренность, и им кажется, что именно ее они найдут в лице Фараджа.
Если партия Reform UK хочет привлечь больше сторонников, что ей следует предпринять?
Я часто называю группу белых людей из рабочего класса, выступающих за Brexit, "пессимистичными патриотами". Они очень патриотично настроены, но при этом их прогнозы о будущем Великобритании весьма пессимистичны. Наше моделирование показывает, что около четверти нынешних избирателей Консервативной партии соответствуют этому портрету. Это означает, что партия Reform UK действительно имеет больше шансов на победу. Это действительно прекрасная новость для нее. Ведь довольно редко можно встретить столько поддержки и потенциальных сторонников, которые похожи на ваших нынешних избирателей. Благодаря этому, партии Reform UK не нужно кардинально менять свой подход — они уже на верном пути.
Однако есть и другая группа, с которой ей нужно работать немного усерднее, чтобы победить. Это последний шанс для консерваторов, их последняя надежда. Речь о пенсионерах. Этим людям больше 65 лет, они довольно обеспечены и беспокоятся о своей пенсии. Они пока не готовы перейти на сторону Reform UK, несмотря на то что во многом разделяют ее позиции. Поэтому, хотя популярность партии, безусловно, может продолжать расти, ей также следует уделить внимание избирателям старшего возраста.
Насколько плохо обстоят дела у Лейбористской партии, если посмотреть на это глазами избирателей?
Все довольно плохо. Когда Тереза Мэй была в правительстве, я проводил опросы общественного мнения и каждый месяц писал ей отчет о ее рейтинге одобрения. Ситуация всегда была печальной. Но даже ее рейтинг выглядит фантастическим по сравнению с показателями Кира Стармера. Пока что общественность очень недовольна работой лейбористского правительства. Многие не верят, что партия смогла решить ключевые проблемы страны, и не все разделяют ее ценности.
Однако я все же считаю, что на следующих выборах лейбористы будут недооценены. Причина в том, что им не нужно набирать 40% голосов для получения большинства, им достаточно просто опередить другие партии. Они могут получить значительное большинство даже с 30–31% голосов. Все, что нужно сделать лейбористам, — это объединить левые силы. Если им удастся вернуть часть голосов "зеленых" и либерал-демократов, они вполне могут победить, даже при очень конкурентноспособной Консервативной партии или партии Reform UK. Именно поэтому Стармер и использует аргумент "Стармер против Фараджа". Он стремится привлечь на свою сторону левых.
Люди могут думать, что лейбористы не смогут переизбраться, пока их рейтинг одобрения составляет −50 (или даже −60 в некоторых опросах), но я считаю, что они на пути к этому. В конце концов, Лейбористская партия по-прежнему остается главной левой партией. Раскол произошел именно в рядах правых.
Существует ли реальная угроза со стороны левых?
Зак Полански, новый лидер "Зеленой партии Англии и Уэльса", явно имеет влияние. Он немного напоминает мне кандидата в мэры Нью-Йорка Зохрана Мамдани. Полански проводит похожую кампанию, целью которой является привлечение молодых людей с левыми взглядами. Эти избиратели считают, что лейбористы (или демократы, если речь о США) не представляют их взгляды. Они стремятся найти более радикального и популистского кандидата от левых сил. Я действительно считаю, что это негативно сказывается на голосах лейбористов.
Кроме того, существует определенное давление со стороны либерал-демократов. Также в начале этого года было много споров о том, сможет ли "Твоя партия", основанная Джереми Корбином и Зарой Султаной, добиться успеха. Я считаю, что в настоящее время на этом направлении царит такой организационный хаос, что мало кто проголосует за эту партию в ее нынешнем виде. Однако если Корбин и Султана действительно создадут полноценную партию, через год ситуация может кардинально измениться. Поэтому лейбористам следует быть в курсе существования конкурирующих сил на левом фланге. Однако я полагаю, что если бы на самом деле пришлось выбирать между премьер-министром от Лейбористской партии и премьер-министром от Reform UK, то многие из этих избирателей, вероятно, отдали бы свой голос за лейбористов.
А что насчет консерваторов?
Для них это действительно сложный период. Можно сказать, что Консервативная партия находится на грани вымирания. После всеобщих выборов 2024 года она потеряла 40% голосов, главным образом из-за партии реформ. И пока нет никаких признаков того, что она сможет восстановить свои позиции.
Избиратели разочарованы тем, как консерваторы выполняли свои обязанности в правительстве, и ожидают увидеть что-то принципиально новое. Они также хотят, чтобы партия искренне признала свои ошибки и изменила курс. На недавней партийной конференции царила позитивная атмосфера, и Кеми [Баденок] объявила о популярной инициативе по отмене гербового сбора. Однако это не смогло изменить имидж консерваторов так, как это сделал Тони Блэр для лейбористов в 1990-х годах с помощью Статьи IV или как Дэвид Кэмерон для консерваторов в конце 2000-х с помощью модернизации. Мы пока не наблюдаем этого у последних, а это значит, что они все еще находятся в серьезной опасности.
Свежие комментарии