На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Будь в курсе✴

36 599 подписчиков

Свежие комментарии

  • ВАЛЕРИЙ
    Очень интересно, на каком таком "рынке" эта бледная спирохета КАЛ-ас нашла 2 миллиона снарядов? Весь ес год упирался ...Каллас предложит ...
  • Виктор Старицын
    Алло? Что там, в Кремле совсем крыша съехала. На нас зелёный упырь, обезьяна бандеровская гадит, а мы молчим - свои д...Каллас предложит ...
  • Валерий
    Вот и надо этих тварей стереть с лица Земли смыть их в океан !!!Англичанка верна ...

Молодежные субкультуры в современной России: какие бывают и как их различать

Социологические опросы в последние годы показывают, что среди молодежи в России распространены десятки субкультур. Подростки причисляют себя и к уже сформировавшимся сообществам, например, панками и анимешникам, и к недавно появившимся, например, фурри и геймерам. «Лента.ру» составила путеводитель по активным субкультурам в России и рассказывает, как их представители выглядят, говорят, ведут себя и чем увлекаются.

Что такое субкультура

Субкультурой в широком смысле называют и культуру конкретной социальной группы, которая отличается от большинства своими характерными особенностями, и саму эту группу. Возникают субкультуры из стремления людей протестовать против чего-либо, в особенности против общепринятых норм, ценностей и стереотипов. Вместе с тем субкультуры способны объединять людей вокруг культурных феноменов, например, определенного стиля музыки, жизненных установок и ценностей.

В той или иной субкультуре, отмечают социологи, крайне важна идентификация своих и чужих. «Узнавание» своих происходит через различные маркеры, которые одновременно считаются и характеристиками субкультур:

  • Коммуникация: сленг, тайные языки, жаргон, арго, мемы.
  • Поведение: манеры и особенности этикета, стиль жизни, ритуалы.
  • Внешний вид: одежда, прически, макияж, украшения, тату.
  • Культурные атрибуты: музыка, кино, сериалы, анимация.
  • Увлечения: игры, кино, спорт, арт.
  • Взгляды: политические, философские, религиозные.
Фото: Евгения Новоженина / РИА Новости

Молодежные субкультуры

Особенно много субкультур порождают молодежные движения, объединенные какими-либо признаками. Множество направлений, которые на слуху и сегодня, появились еще в 60-70-е годы прошлого века, например, панки и металлисты. Через пару десятилетий активно себя начали проявлять готы, хип-хоперы, скинхеды. Затем более актуальными в молодежной культуре стали анимешники, квадроберы, e-kids.

Есть много подходов к тому, на какие группы и виды делить субкультуры молодежи и как их описывать. Например, субкультуры делят по их поведению. Есть условно нейтральные, спокойные субкультуры — от эмо и кей-поперов до анимешников и дед инсайдов: они не проявляют агрессию к окружающим, в основе этих субкультур нет стремления к нарушению законов. А есть более агрессивные, деструктивные движения — скинхеды, околофутбольщики, гопники, националисты, криминальные субкультуры.

Разделяют неформальные молодежные объединения и по тому, в какой среде они зародились. Есть группа традиционных субкультур, которые появились без интернета, в естественной среде. Они существовали и существуют вне соцсетей, хотя у них и могут быть онлайн-сообщества: хиппи, рокеры, эмо, готы и так далее. И есть группа сетевых субкультур, которые активно развиваются в последние годы исключительно онлайн, например, e-kids, тамблер-герл и тамблер-бой, VSCO-герл.

Интересно посмотреть на молодежные субкультуры и в разрезе того, к какому неформальному движению какое возрастное поколение тяготеет или было привержено раньше.

  • Поколение X (родились в период с 1963 по 1984 год). В их среде были популярны хиппи, панки, металлисты.
  • Поколение Y — миллениалы (родились с 1985 по 1999 год). В их среде популярными были готы, эмо, панки, рэперы, геймеры, хипстеры, скинхеды, гопники, представители движения АУЕ (экстремистская организация, запрещена в России).
  • Поколение Z — зумеры (родились с 1999 по 2012 год). Наиболее активными в среде ранних зумеров были анимешники, хипстеры, ванильки. Для поздних представителей поколения актуальны субкультуры альт, кей-поп, e-kids, околофутбольщики.
  • Поколение А — альфа (родились с 2013 по 2025 год). Сейчас среди детей альфа наблюдаются такие субкультуры, как дед инсайд, квадробика, дрейн, soft-boy и soft-girl.
Фото: Михаил Фомичев / РИА Новости

Молодежные субкультуры в России

В России в настоящее время, если следовать подсчетам и оценкам социологов, несколько десятков субкультур с участием детей и подростков. Это и субкультуры музыкальной, творческой, спортивной направленности, и движения с определенным мироощущением и образом жизни.

Есть движения, которым не один десяток лет, а есть совсем молодые направления — как самостоятельные, так и преемственные. Все эти субкультуры можно разделить на три большие группы — по музыкальным предпочтениям, по образу и стилю жизни, по увлечениям.

По музыкальным предпочтениям

Панки

  • Когда появились: 1970-е годы.
  • Стиль: кожаные куртки-косухи, рваная одежда, пирсинг, яркие ирокезы.
  • Поведение: вызывающее, эпатажное, бунтарское.
Фото: Lilkin / Shutterstock / Fotodom  

Субкультура панк объединяет фанатов музыкального жанра панк-рок. Зародилась в Великобритании и США в конце 1960-х — начале 1970-х годов, в СССР начала развиваться чуть позже, ближе к началу 1980-х.

Среди видных представителей зарубежной сцены панк-рока — группы Sex Pistols, The Clash, Television, New York Dolls, The Exploited, а среди отечественных — «Гражданская Оборона», «Король и Шут», «Автоматические Удовлетворители».

Основа субкультуры с западной стороны — не столько музыка, сколько протест: против мейнстрима, излишне иерархического общества, преданного культу денег, неравенства и авторитаризма. В советской традиции панки шокировали скромную и строгую публику своим внешним видом и поведением, высмеивали советский образ жизни и обличали политический и партийный строй.

Стиль панков сейчас описывают тремя-четырьмя составляющими: косухи, пирсинг, ирокезы, рваные джинсы. Но, вообще говоря, первые панки, особенно советские, брали для образов все, что плохо лежало: самостоятельно шили и перешивали безумные наряды, варили джинсы, прокалывали уши огромными английскими булавками — все в духе панковского принципа DIY (do it yourself — сделай сам).

Сейчас субкультура по-прежнему активна, а панк-рок группы регулярно собирают концерты. Как отмечают исследователи музыкальной индустрии, музыканты в последнее время все больше играют в поджанрах Oi, хард-кор и стрит-панк.

Готы

  • Когда появились: конец 1970-х годов.
  • Стиль: элементы одежды в викторианском стиле, контрастный макияж, длинные волосы.
  • Поведение: эскапизм, декаданс.
Фото: Vladimir Demin / Shutterstock / Fotodom  

Субкультура готов образовалась на Западе на основе панк-движения на рубеже 70-80-х годов прошлого века. В России движение начало набирать популярность только в 90-е годы. Лозунг и принцип готов: Carpe diem — «Лови момент».

Объединяет готов по всему миру музыкальный стиль готик-рок. В России из числа первых и заметных представителей выделяют группы Para Bellvm и «Доппельгангер».

Главная отличительная черта представителей данной субкультуры — их стиль. Первые готы выглядели скорее как более мрачная версия панков, а следующие поколения уже создавали образы, которые мы хорошо представляем: на мужчинах — кожаные куртки и брюки, фраки, длинные плащи, на женщинах — корсеты, пышные юбки, кружева и сетки. Основные цвета в образах готов — черный, красный, бордовый, синий.

Сказать, что сейчас движение готов активно за рубежом и в России, нельзя. Толпы мрачной молодежи в соответствующих образах уже не встретишь в школах, университетах и клубах, как это было раньше. Вместе с тем видно, что готическую тематику и стилистику перенимают современные субкультуры, например, альт и дрейн.

Рэперы

  • Когда появились: 1970-е годы.
  • Стиль: широкие футболки и брюки, бейсболки, цепи, короткая стрижка или дреды, тату.
  • Поведение: эксцентричное и вызывающее, нередко агрессивное.
Фото: SeventyFour / Getty Images

Рэперы как субкультура вышли из хип-хоп-движения, которое развивали молодые афроамериканцы в США в 1970-х годах. В России рэп стал зарождаться только с середины 1980-х, когда в советскую культуру начали проникать элементы западной хип-хоп-традиции — от брейк-данса до диджеинга.

Расцвет отечественного рэпа состоялся позже. В 2000-е годы вышло множество культовых альбомов от рэп-исполнителей Гуфа, Касты, AK-47. В 2010-х начали греметь хип-хоп-фестивали и рэп-баттлы, например, Versus.

И в западном, и в русском рэпе находится место для множества тем и идеологий. Часть представителей субкультуры в текстах транслируют определенный протестный посыл: выступают против неравенства, коммерциализации общества, порочных практик социальных и политических институтов, например, против полицейского произвола. Есть и исполнители, которые, напротив, читают о богатой жизни и нередко восхваляют употребление алкоголя и наркотиков, а также другие девиантные модели поведения.

Рэперская субкультура, в отличие от панков и готов, остается актуальной в России и сейчас. Новые рэп-альбомы выходят каждый месяц, а топовые представители жанра собирают многотысячные стадионы.

Кей-поперы

  • Когда появились: 1990-е годы.
  • Стиль: яркие образы, блестки, короткие юбки, разноцветные волосы, кукольный макияж.
  • Поведение: нейтральное, спокойное, когда уместно — фанатское.
Фото: Melodie Jeng / Getty Images

Субкультура кей-поперов или халлю объединяет молодежь, которая фанатеет от музыки в жанре k-pop (южнокорейский поп), и в целом от корейской массовой культуры. Ярчайшие представители кей-попа — музыкальные группы BTS и Blackpink. Зародилась субкультура в Южной Корее в 1990-х годах прошлого века и пока считается довольно молодой.

В России это современное направление активно прямо сейчас. Представители субкультуры взаимодействуют и офлайн — организуют фестивали, встречаются на концертах кей-поп-групп, снимают видео и ставят танцы по мотивам выступлений любимых исполнителей, и онлайн — объединяются в виртуальные сообщества, ведут паблики в соцсетях, репрезентуют себя онлайн с помощью аватарок на тему кей-попа и соответствующего сленга.

Что касается внешнего вида, в первую очередь образы фанатов вдохновлены айдолами, персонажами дорам и других произведений массовой культуры. Девушки и нередко молодые люди носят яркий кукольный макияж. Костюмы у кей-поперов всегда нарядные, с обилием блесток и украшений.

В субкультуре нет особенной протестной идеологии. Это движение с мощным творческим потенциалом, и нередко его последователи на манер любимых айдолов стремятся к интенсивному саморазвитию. Еще одна ценность кей-поп-субкультуры — уход за собой и внешняя красота.

Дрейнеры

  • Когда появились: середина 2010-х годов.
  • Стиль: простая одежда темных оттенков, оверсайз, взъерошенные волосы.
  • Поведение: меланхолия, социофобия.
Фото: Kamikaze Kaizen / Shutterstock / Fotodom  

Дрейнеры — еще одна субкультура для грустных, в которой отмечается преемственность стилистики готов, эмо, рэперов. Зародилось движение в Швеции в 2010-х годах.

Первопроходцами называют шведское творческое объединение Drain Gang. Их исполнение напоминает по стилю клауд-рэп, но, по-видимому, кажется настолько самобытным, что некоторые музыкальные стриминговые сервисы даже выделяют их в отдельный стиль дрейн.

У Drain Gang и других групп, записывающих музыку в подобном дрейну стиле, множество активных фанатских сообществ за рубежом. В начале 2020-х дрейн через соцсети распространился в среде российской молодежи и практически оформился в субкультуру.

Ее представители фокусируются на внутренних переживаниях, а не на внешних проявлениях или протестной активности. Им могут быть свойственны меланхоличные и депрессивные состояния, социофобия, сильные эмоциональные переживания.

Образы дрейнеров простые, но одновременно интересные. В них, например, находит отражение мода 1990-х на мешковатые хип-хоперские брюки и футболки с принтами. Присутствуют и готические элементы вроде цепей и одежды в сетку. Дрейнеры в основном носят одежду и обувь черного и белого цветов, изредка разбавляя образы кислотными элементами.

По образу жизни и стилю

E-kids и альт

  • Когда появились: 2020-е годы.
  • Стиль: смешанный, присутствуют элементы панк-, эмо-, аниме-субкультур.
  • Поведение: спокойное, но иногда может быть вызывающим.
Фото: JuFagundes / Getty Images

E-kids — современная интернет-субкультура, которая стала особенно популярной во времена коронавируса. Обозначает подростков, активно проявляющихся в соцсетях. Отдельно описывают стиль и поведение для девушек из этой субкультуры — E-Girls и парней — E-boys.

Это пример субкультуры, которая зародилась и существует только в сети. Ее представители много времени посвящают именно онлайн-активностям, например, стримам, видеоиграм, просмотру аниме, ведению блогов в соцсетях. Нередко E-girls и E-boys создают в своих аккаунтах альтернативную личность.

В образах E-kids сочетаются элементы стилей более ранних субкультур — от эмо до готики и в целом современной цифровой культуры — аниме, эстетики Tumblr, глитч-арта. Наиболее яркий стиль у E-girls. Они могут носить и полосатые носки, и кеды, и огромные ботинки, и пышные юбки, и рокерские футболки, и брюки-карго. В качестве украшений: блестки, цепи, чокеры, пирсинг. В макияже превалируют жирные стрелки, яркие тени, длинные ресницы, наклейки и фейс-арт, румяна.

Похожа на E-kids по эстетике, образам и проявлениям в сети субкультура альт. Распространилась в интернете примерно в то же время, в начале 2020-х годов. В ней тоже наиболее ярко и дерзко проявляют себя девушки, которых называют альтушками.

Альтушки хорошо знакомы пользователям Рунета в основном по мемам. Часто встречающиеся мемные фразы про представительниц субкультуры: «Эй, тянка (девушка), шаришь (разбираешься) за альт?» и «Каждому скуфу по альтушке с «Госуслуг»».

Дед инсайд

  • Когда появились: в середине 2010-х годов.
  • Стиль: одежда и обувь черного цвета, маски, минимум украшений.
  • Поведение: отстраненное, сдержанное, безразличное.
Фото: Edward Berthelot / Getty Images

Еще одна современная субкультура, которая получила название по фразе на английском dead inside, что означает «мертв внутри». Сперва выражение «дед инсайд» распространилось среди игроков в Dota 2, а затем завирусилось в соцсетях и дало начало очередной интернет-субкультуре молодежи.

В основе субкультуры — мрачное настроение, когда человек в душе буквально опустошен. Проявляется в форме безразличия практически ко всему происходящему, особенно в реальном мире. Это отражает популярная в данной среде фраза: «Мне плевать, я — дед инсайд».

Дед инсайды — люди закрытые, что проявляется в их образах. В соцсетях у них скрытые аккаунты, на аватарках чаще всего не видно лица. В жизни дед инсайды выглядят скромно, носят одежду черного цвета, также могут закрывать лицо длинной челкой или масками, из украшений — максимум кольца и цепи.

Отчасти с дед инсайдами перекликается еще одна субкультура — хикикомори, или хикки. Это явление пришло в Россию из Японии несколько раньше, чем дед инсайд.

В основе движения — затворнический образ жизни, социофобия, нежелание общаться даже с близкими людьми. Хикки посвящают все свое время интернету и просмотру аниме и месяцами не выходят из дома.

Дарк академия

  • Когда появились: в середине 2010-х годов.
  • Стиль: университетский, одежда темных оттенков, классические костюмы.
  • Поведение: спокойное, вдумчивое, интеллигентное, язвительное.
Фото: HasseChr / Getty Images

Дарк академия (Dark Academia — «темная академия») — современная субкультура, которая находит отражение как в виртуальном пространстве, так и в реально мире. Имеет много приверженцев на Западе и в России. Существует даже отдельное направление современной литературы с эстетикой дарк академии, к нему относится, например, роман о студентах «Тайная история» Донны Тартт. А некоторые причисляют к этому стилю даже серию книг о Гарри Поттере.

В основе субкультуры лежат интерес к образованию в учебных заведениях и самообразованию, увлечение наукой и искусством, иностранными языками — в общем, эстетика старейших европейских и американских университетов и пыльных библиотек. Сообщества последователей дарк академии стремятся к закрытости и тяжело принимают в свой круг новых участников, но так бывает не всегда.

Образы представителей дарк академии почти всегда традиционные: пиджаки и брюки, рубашки и юбки, классические туфли, длинные пальто и шарфы. В качестве украшений могут быть винтажные броши, серьги и сумки. Макияж используют нюдовый или не используют вообще.

По увлечениям

Аниме

  • Когда появились: после 1950-х годов.
  • Стиль: яркий, повторяет образы героев из популярных аниме и манги.
  • Поведение: нейтральное, дружелюбное.
Фото: Mike Kemp / In PIctures via Getty Images

Аниме, или отаку — субкультура, в основе которой лежит увлечение японской мультипликацией. Последователи субкультуры делятся на фандомы, то есть сообщества фанатов определенных аниме и манг (японских комиксов).

Японское аниме развивается уже не одно десятилетие, вместе с ним действуют и сообщества поклонников той или иной истории. В России субкультура аниме стала распространяться в конце 1990-х годов — отчасти благодаря проектам «Мой сосед Тоторо» (1988), «Сейлор Мун» (1992), «Покемон» (1996) и «Наруто» (2002-2007).

Стиль молодых анимешников вдохновлен персонажами их любимых аниме. Причем многие последователи субкультуры воссоздают полноценные образы с костюмами, гримом, прическами в рамках косплея. Увидеть разнообразие образов из японских фильмов и сериалов можно на аниме-фестивалях.

Геймеры

  • Когда появились: в конце 1990-х годов.
  • Стиль: повседневный.
  • Поведение: нейтральное в обычное жизни, активное и отчасти агрессивное в игре.
Фото: Daniel Zuchnik / Getty Images

Геймеры — субкультура и сообщество людей, увлекающихся компьютерными играми, в том числе сетевыми. Появилась она относительно недавно, когда начался бум развития индустрии.

Сообщества геймеров активны и за рубежом, и в России. Причем объединяют они не только подростков, но и взрослых людей.

Представителей этой субкультуры отличает не внешний вид, а интерес к конкретной игре или серии игр. Еще один маркер геймеров — сленг, который, кстати, иногда выходит за пределы игр. Скорее всего, вы слышали в обычной речи такие слова, как «нуб» (новичок в игре, неопытный), «читер» (игрок, заработавший преимущества нечестным путем), «ультануть» (воспользоваться специальными способностями, которые наносят гораздо больший урон сопернику, чем обычные) — все они пришли из игровой среды.

Кстати, есть еще одна крупная субкультура, связанная с играми, которая начала развиваться раньше геймерской и активна до сих пор. Это ролевики — люди, которые играют в ролевые игры живого действия, то есть примеряют на себя образы неких персонажей и отыгрывают их поведение, отличное от поведения этих людей в реальной жизни. Эта субкультура не сетевая, вся активность происходит оффлайн.

Ролевики большое внимание уделяют именно внешнему виду. В основе субкультуры — максимально достоверное перевоплощение в героев любимых книг, сериалов, фэнтези и исторических личностей. Наиболее заметными среди ролевиков можно считать реконструкторов, которые восстанавливают исторические события, и толкиенистов, которые разыгрывают сцены по мотивам произведений Джона Толкина.

Воркаутеры

  • Когда появились: середина 1990-х годов.
  • Стиль: спортивные костюмы и обувь, короткие стрижки.
  • Поведение: нейтральное, но у представителей других спортивных субкультур может быть крайне агрессивным.
Фото: YuryKara / Shutterstock / Fotodom  

Воркаутеры — спортивная субкультура, которая объединяет любителей уличного спорта. Развивалась с 1990-х годов в США, предположительно в уличной хип-хоп-тусовке. В России же популяризацию некоего прообраза движения воркаутеров связывают с советским периодом, когда люди повсеместно сдавали нормы ГТО и тренировались во дворах. Смежное направление, тоже из уличной среды, но более неформальное — турникмены.

Представляют среду воркаутеров и молодое, и более зрелое поколение. У спортсменов выработан определенный стиль упражнений с собственным весом на уличных турниках и брусьях, они проводят соревнования по воркауту, привлекают к занятиям детей и подростков.

Воркаутеры в основном ведут себя мирно, в целом это довольно нейтральная по поведению спортивная субкультура. В то же время в спортсреде есть и более агрессивное направление — околофутбольщики.

Околофутбольщики или офники — современная молодежная субкультура, как видно из названия, зародившаяся и развивающаяся в среде футбольных фанатов, отчасти из подражания взрослым футбольным хулиганам. Ведут себя эти люди вызывающе, могут провоцировать конфликты и драки.

Квадроберы

  • Когда появились: в середине 2010-х годов.
  • Стиль: простая комфортная одежда для спорта и прогулок, маски животных.
  • Поведение: активное, спортивное, жизнерадостное.
Фото: Belkin Alexey / Globallookpress.com

Квадроберы — представители квадробики, одной из самых обсуждаемых современных субкультур молодежи в России в последние годы. Социологи называют квадробику, а также смежные явления фурри и териантропию, анималистическими субкультурами или практиками.

В основе квадробики — физическая активность, которая подобна движениям животных, передвигающихся на четырех конечностях. Как своеобразный вид спорта квадробика пришла из Японии, с подачи спортсмена Кеничи Ито.

Молодые люди (в основном дети и подростки) за рубежом и в России быстро подхватили это явление, ведь квадробика подвижна и предполагает игры на свежем воздухе. Квадроберы бегают и прыгают, опираясь одновременно и на руки, и на ноги, чем нередко смущают и пугают взрослую публику.

Есть у субкультуры и внешние атрибуты — маски животных, например, кошек, лис, собак, а также меховые перчатки и хвосты.

 

Ссылка на первоисточник
наверх