Легенда о том, что Великая армия Наполеона была разгромлена в результате морозов, была скорее выдумкой. Главной причиной поражения стали стратегические ошибки.
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
Наполеон Бонапарт был не только хорошим стратегом, но и очень умным человеком.
Вернувшись в Париж в 1813 году после катастрофически неудачного вторжения в Россию, "маленький корсиканец" начал во всеуслышание распространять ложную информацию, чтобы уйти от ответственности и избежать критики со стороны своих противников. Он утверждал, что более 600 тысяч солдат, погибших на восточном фронте, — это вина не самого Наполеона, а непобедимого врага... "Генерала Мороза"! С таким противником ему не приходилось сталкиваться ранее. По крайней мере, так он написал. Однако историческая реальность имеет мало общего с этими оправданиями, что подтверждали бесчисленные военные и авторы хроник того времени, например, Анри Бейль (будущий писатель Стендаль): "Было бы ошибкой думать, что зима наступила рано; напротив, в Москве стояла прекраснейшая погода"."Маленький корсиканец" знал, что в конце концов ему придется столкнуться с "генералом Морозом" — этим словом обозначали минусовые температуры, которые наблюдались на востоке. Наполеон знал, что его ждет. В 1811 году французский посол в Санкт-Петербурге Коленкур прибыл в Париж с целью дать совет Бонапарту по поводу будущего вторжения.
Как пишет Эндрю Робертс в объемном труде "Наполеон: биография", дипломат посвятил целый день попыткам убедить императора не вступать в войну, не потому, что Великая армия уступала армии русского царя, а французские генералы были менее компетентны (русских считали не слишком эффективными на поле боя), а из-за морозов.Стоя лицом к лицу с Бонапартом, Коленкур рассказал ему о восхищении Александра I испанскими партизанами, чью тактику он внедрил среди русских солдат, и о том, что тот говорил ему по поводу суровости русской зимы. Однако Наполеон был упрям: "Одна хорошая битва положит конец благим решениям твоего друга Александра и его замкам из песка!" Корсиканец считал себя непобедимым и не понимал, что ему противостоит гораздо более сильный враг, чем пехота в зеленых мундирах.
Знаменитая ошибка
В последующие месяцы Бонапарт собрал множество альманахов и трудов различных авторов. Во всех документах делался один и тот же вывод: настоящий "генерал Мороз" начнет наступление не раньше ноября. Как писал личный секретарь Наполеона Агатон Жан Франсуа Фэн, "он не упустил никакой информации, никаких расчетов в этой сфере, все возможности были перепроверены. Русская зима становится наиболее суровой в декабре. А в ноябре температура не опускается ниже шести градусов". Если бы Наполеону удалось заставить Россию сдаться до наступления холодов, проблема была бы решена.
Печальная истина заключалась в том, что Наполеон знал, что играет со временем. В таких произведениях, как "История Карла XII" Вольтера, которую Наполеон также читал, упоминалось о том, что зимы были настолько суровыми, что птицы падали на землю замерзшими: "Ночами было особенно холодно, многие умерли". Исторически неверно утверждать, что холода стали неожиданностью для "маленького корсиканца". Его тактика заключалась в том, чтобы наступать полным ходом, тогда в зимние лагеря можно будет вернуться до жесткого понижения температуры.
Авантюра Наполеона началась в 1812 году, когда он направил 675 тысяч солдат своей армии в восточные степи. Изначально предполагалось помешать Александру I атаковать Польшу, хотя в итоге это нашествие превратилось в поход в самое сердце России. Наполеон не ожидал, что его враги будут избегать решающих сражений и, сделав ставку на тактику "выжженной земли", будут все больше отступать, чтобы заставить французов максимально растянуть линии снабжения. Это привело к тому, что наступающие войска остались без продовольствия, а русские не понесли больших потерь.
После нескольких месяцев наступления Бонапарт направил свой взор на столицу страны, которая, по мнению ее защитников, никогда бы не склонила голову перед французом. "Наполеон — бурный поток, а Москва — губка, которая его впитает", — сказал полководец Михаил Кутузов, увидев французов перед городом. Он ошибался. Перед лицом неудержимого французского наступления город был оставлен в результате массового исхода: из 250 тысяч жителей осталось всего 15 тысяч. 13 сентября небольшая делегация передала императору ключи от города. Великая армия решительно продвигалась вперед под крики "Москва! Москва!", чтобы получить свой финальный трофей. Наполеон проворчал: "Вот он, наконец, этот знаменитый город. Давно пора!"
Наполеон вошел в Москву утром 15 сентября и, как подобает императору, поселился в Кремле. Правда, сначала французы проверили, что там не заминировано. "Город такой же большой, как Париж, и в нем есть все", — писал Наполеон Жозефине. Несмотря на пожары, устроенные отступающими русскими, "маленький корсиканец", как он сам выразился, "считал вопрос закрытым". Для него война в тот момент закончилась. Это стало роковой ошибкой, поскольку, несмотря на свое великолепие, Москва оказалась не готова принять 100 тысяч солдат Наполеона. Через несколько недель им пришлось использовать мебель для разведения костров, чтобы согреться, а "солдаты выживали, питаясь протухшей кониной". Разумеется, русские солдаты в тот момент находились в безопасности и хорошо питались в тылу.
Потери на обратном пути
Уже в октябре, без продовольствия, без эффективных линий снабжения, без известий о подкреплении и, в конечном счете, без надежд, Наполеон наблюдал, как падает первый снег. Это стало последним ударом по кампании, которая и так оборачивалась катастрофой. Понимая, что он не может продолжать сражение, Наполеон решил отступить до Смоленска до прихода "генерала Мороза", хотя тогда он уже понимал, что борьба подошла к концу, по крайней мере, на тот момент. 18 октября Наполеон обратился к своим генералам: "Поторапливайтесь, в зимние лагеря нужно попасть меньше, чем за 20 дней". Тогда светило яркое солнце, а холода еще не наступили.
По пишет Эндрю Робертс, Наполеон был прав, поскольку через 17 дней начались сильные метели, и температура начала понижаться. Автор отмечает, что температура понизилась только в ноябре, когда Великая армия начала массовое отступление. Кроме того, Робертс полагает, что такие болезни, как тиф, были столь же опасны и вели к не меньшим потерям, чем "генерал Мороз", хотя этот факт упускают из вида. Ясно одно: армия понесла крайне тяжелые потери, когда пыталась добраться до главного штаба в Смоленске на западе России. Солдатам обещали, что в этом городе они смогут восстановить силы, чтобы продолжить путь домой. К тому времени среди военных царили беспорядок и недоверие.
Отступление стало кошмаром для Наполеона. Из-за холода и нападений казаков в Смоленск прибыли всего 20 тысяч человек. В свое оправдание Наполеон возложил всю вину на "генерала Мороза". Однако многие авторы, в том числе Хесус Вильянуэва в своей книге "Французская революция", утверждают, что "в наше время историки полагают, что император проявил роковую непредусмотрительность". Как пишет Вильянуэва, "удлинение линий, вызванное лихорадочным наступлением на Москву, разорвало цепь снабжения, а во время пребывания в российской столице солдат не подготовили к наступающей зимней стуже". Таким образом, Бонапарт возложил вину за собственные ошибки на суровые погодные условия.
Свежие комментарии