На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Будь в курсе✴

36 717 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владимир Алтайцев
    Гнать Роднину  из  ГД  и России.Роднина объяснила...
  • ольга решетникова
    Не в силах опубликовать текст статьи???                                             В Санкт-Петербурге на закрытую ве...Полиция пришла на...
  • Ilya Biryukov
    Ажно "вредители завелись"Россиянка преврат...

"Путин — хороший мужик". Латвийцы выказали уважение российскому президенту

"Я даже не представлял себе, что в нашем обществе так много нелояльных граждан — жертв путинской пропаганды, которые еще неизвестно как поведут себя, если вдруг начнется война", — говорит автор документальной ленты "Мгновение до" Александр Гребнев. Этот фильм — тест для современного латвийского общества на тему отношения к военному конфликту на Украине и гуманистическим ценностям.

Тест, который для многих наших сограждан оказался провален.

Итальянца потрясла Россия: в Милане за эти деньги я жил бы в сарае

Александр Гребнев — один из лучших операторов Латвии. В его фильмографии — около 40 документальных и игровых лент, созданных с известными режиссерами молодого поколения (Андрис Гауя, Матис Кажа, Линда Олте, Уна Целма и др). "Мгновение до" — его режиссерский дебют.

В том, что у оператора рано или поздно появляются режиссерские амбиции, нет ничего удивительного: в один прекрасный день человек за кинокамерой решает, что он сам знает, как надо снимать кино.

Такой путь прошли в свое время и Юрий Ильенко (оператор Параджанова), и Свен Нюквист (оператор Бергмана), и Петр Тодоровский, и Барри Зонненфельд. Не все великие операторы стали великими режиссерами, но, как говорится, лучше сделать и пожалеть, чем не сделать и пожалеть.

Премьера фильма "Мгновение до" состоялась в марте на фестивале Artdocfest, где он участвовал в конкурсе Baltic Focus и получил там специальную награду. После этого фильмом заинтересовались устроители других фестивалей, и теперь он путешествует по миру.

Латвийская публика смогла его увидеть всего на нескольких сеансах.

Будем надеяться, что картина все-таки дойдет до нашего зрителя, потому что потенциал у нее не меньший, чем у документальной ленты Станислава Токалова "Все будет хорошо" о судьбе русских в Латвии, ставшей настоящей "бомбой" пару лет назад.

Сомневаюсь, что фильм Гребнева купит наше телевидение. В картине довольно много ненормативной лексики, в том числе и в адрес первых лиц государства, а также того, что в нынешней повестке называется "прославлением лидера страны-агрессора". Путина, то есть. Впрочем, это даже не прославление, а плохо скрываемая симпатия — в открытую восхищаться Путиным в Латвии не рискуют даже самые отъявленные ватники.

"Мгновение до" сделан одним кадром. Это очень распространенный сегодня прием, создающий у зрителя ощущение беспрерывности действия. Таким способом сделаны фильмы "Русский ковчег" Александра Сокурова (2002), "Бёрдмэн" Алехандро Гонсалеса Иньярриту (2014), недавний британский сериал "Переходный возраст" и многие другие.

Для Гребнева это был не первый опыт в жанре однокадрового кино. Этот прием он отточил еще на фильме "Вкус воды" Матиса Кажи, который целиком, во всю свою 107-минутную длину, был снят одним кадром без единой монтажной склейки.

Хотя "Мгновение до" и позиционируется как документальный, на самом деле он — гибридного жанра. Там есть и документальное кино, и игровое, и анимация.

Фильм представляет собой путешествие продолжительностью 72 минуты из центра Риги на пляж Лиепайской Каросты. Все, что показывают в этой ленте, так или иначе связано с темой конфликта на Украине и с отношением к ней жителей Латвии.

В первой части фильма по улицам Риги ходит, приставая к прохожим с вопросом "Что ты думаешь о Путине?", некий человек. Это коллега Гребнева, известный латвийский документалист Ивар Звиедрис.

Лиц отвечающих мы не видим — камера закреплена на теле Звиедриса так, что на экране только его лицо. Ну, и некоторые герои, которые сами заглядывают в кадр. Например, обитатель Верманского парка, колоритный беззубый персонаж по имени Марчелло, родом из Резекне. Для него Путин — "хороший мужик", правда, он тут же добавляет: "Но мне пофиг, я в Латвии живу".

Сдержанно-позитивную оценку российскому президенту дают еще несколько подобных персонажей большей или меньшей степени маргинальности. Но, в основном, люди на улицах Риги говорить на эту тему отказываются. Типичная отговорка — "Меня политика не интересует". Так отвечают и латыши, и русские, и темнокожий парень из Шри-Ланки, развозящий еду.

Украина набралась наглости: пыталась угрожать Путину. И получила по заслугам

Если о Путине люди предпочитают не говорить, то в отношении наших местных политиков публика более словоохотлива. В фильме можно услышать и откровенно гомофобские высказывания в адрес латвийского президента, и ироничную оценку действий экс-мэра Ушакова.

Еще один вопрос, который задается прохожим, — их отношение к русскоязычным жителям Латвии. И тут, на удивление, нет даже намеков на бытовой национализм.

Практически все опрошенные латыши признаются в том, что у них в друзьях имеются русские — нормальные "чали". Тут, правда, стоит уточнить маршрут, по которому идет герой фильма, — от Верманского парка мимо вокзала к Центральному рынку. Публика здесь обитает специфическая, много маргиналов, а в этой среде, как известно, царит настоящая дружба народов...

Следующий эпизод фильма разворачивается в подвалах Центрального рынка (кстати, знайте: это идеальное бомбоубежище — большое, чистое, хорошо обустроенное). Там выступает с сольным стендап-номером украинская актриса и режиссер София Мельникова. Ее спектакль — это откровенная история о поисках душевного спокойствия и любви в условиях военного конфликта. Она рассказывает, как пряталась от бомбежек на Украине, как бежала в Латвию, как пыталась здесь найти работу и друзей и как, благодаря "Тиндеру", встретила здесь любовь... с которой пришлось порвать по идеологическим причинам

("Меня просили не говорить по-украински").

Самый спорный эпизод фильма — игровой, его нам показывают ближе к финалу. Двое военных тащат по берегу моря какой-то тяжеленный ящик. Вокруг свистят пули и разрываются снаряды. Одному из солдат взрывом отрывает руку, и второй говорит, что ее надо помыть — открывает ящик, который оказывается стиральной машиной, и запихивает оторванную руку в барабан. Затем, видя, что к нему подлетел дрон, машет перед ним белым платком и передает привет своей жене.

Такой абсурдистский черный юмор в духе британского "Монти Пайтона", но с вполне конкретными ассоциациями.

Когда Александра Гребнева спросили, зачем ему понадобился этот гротескный эпизод, он пояснил: "У меня нет морального, духовного права говорить серьезно на эту тему. Украинские режиссеры такое право имеют, а у меня его нет. Поэтому все, что мне остается — это абсурд". Добавлю от себя, что, поскольку героев этого эпизода играют талантливые актеры, звезды Нового Рижского театра Евгений Исаев и Янис Скутелис, то это действительно смешно.

И, наконец, заканчивается фильм песней барда Иманта Даксиса. Поет он не по-латышски темпераментно, что называется, на разрыв аорты (его и называют латышским Башлачевым или Цоем).

Так вот русской темой фильм и закольцовывается — от латыша Марчелло, признающегося в любви Путину, к латышу Иманту, признающемуся в любви к русскому року.

Но как же надо трактовать название фильма "Мгновение до"? Цитирую аннотацию: "Этот фильм побуждает задуматься над вопросом: иллюзорно ли то чувство мира, в котором живут многие из нас, и не является ли оно всего лишь мгновением перед неминуемым?". М-да... Сразу захотелось назвать эту рецензию "Не дай бог".

Только не надо упрекать автора фильма в алармизме и нагнетании пессимистических настроений. Кино — всего лишь зеркало нашей жизни. Да, иногда слегка кривоватое. Зато высвечивающее крупно то, чего в обычной жизни мы не замечаем. Или не хотим замечать.

 

Ссылка на первоисточник
наверх