Чиновник Европейской комиссии заявил, что санкции могут быть сняты лишь после “безоговорочного вывода” российских войск.
Складывается ощущение, что ЕС ставит палки в колеса нашумевшему соглашению между Россией и США о прекращении огня в Черном море.
Во вторник переговорщики США и России после двенадцатичасового “марафона” в Эр-Рияде все же сошлись на частичном прекращении огня между Киевом и Москвой – оно касается Черного моря и энергетической инфраструктуры.
При этом Кремль отметил, что для выполнения сделки потребуется снять санкции с Россельхозбанка и вновь подключить его к международной системе обмена финансовыми сообщениями SWIFT.Тут же вспыхнул спор, поскольку Украина и некоторые западные СМИ утверждают, что Россия якобы навязала снятие санкций в качестве дополнительного условия постфактум — уже согласовав первоначальную договоренность. Русские же, со своей стороны, утверждают, что они лишь стремятся вернуться к рамкам, очерченным изначальной Черноморской зерновой инициативой (именуемой в обиходе “зерновой сделкой”). Это соглашение, в их представлении, подразумевает частичное смягчение санкций в обмен на прекращение военных действий между Россией и Украиной в Черноморском регионе.
Хотя в заявлении Белого дома ни смягчение санкций, ни восстановление доступа Россельхозбанка к SWIFT прямо не упоминаются, в нем говорится, что “США помогут России восстановить доступ на мировой рынок для экспорта сельскохозяйственной продукции и удобрений, снизить расходы на морское страхование и улучшить необходимый для таких сделок доступ к портам и платежным системам”.
Трудно себе представить, как это условие может быть выполнено без снятия определенных санкций — или, как минимум, без оговорок и исключений, фактически равносильных их смягчению. Без дальнейших разъяснений со стороны Вашингтона сложно судить, насколько расходятся в этом вопросе позиции США и России.
Но даже если Россия действительно выдвинула новый набор требований своим американским собеседникам в последнюю минуту, этот вопрос может утратить всякую актуальность из-за позиции ЕС.
“Прекращение неспровоцированной и неоправданной российской агрессии на Украине и безоговорочный вывод всех российских сил со всей ее территории — вот одно из главных предварительных условий для смягчения или отмены санкций”, — заявила Financial Times представитель Европейской комиссии по иностранным делам Анитта Хиппер.
Неясно, как трактовать это заведомо невыполнимое условие для снятия санкций — как пример бюрократической инерции или как осознанную стратегию Европы, чтобы пресечь любое продвижение вперед на переговорах между США и Россией о прекращении конфликта на Украине. Поскольку целый ряд крупнейших финансовых институтов мира связаны с Европой, у ЕС есть инструменты, чтобы воспрепятствовать даже частичной отмене санкций против России в краткосрочной и среднесрочной перспективе.
В долгосрочной же перспективе неясно, как режим международных санкций против России выстоит и сохранит эффективность без постоянной поддержки США. Как бы то ни было, на данном этапе разногласия между Россией и США в вопросе смягчения санкций (и то, подчеркнем, предполагаемые) сугубо тактические — и могут быть улажены на будущих переговорах.
Принципиальный отказ ЕС отменять какие бы то ни было санкции до безоговорочного вывода российских войск с Украины — проблема гораздо более серьезная. И она имеет немалые шансы подорвать мирные переговоры между США и Россией, которые и без того висят на волоске.
Марк Эпископос — научный сотрудник по Евразии Института ответственного государственного управления имени Квинси. Адъюнкт-профессор истории Мэримаунтского университета. Имеет докторскую степень по истории Американского университета и степень магистра международных отношений Бостонского университета
Свежие комментарии