Когда Израиль ударил по Ирану, стоимость нефти марки Brent выросла по сравнению с началом месяца примерно на десять долларов и достигла примерно 74 долларов за баррель. Во вторник вечером цена колебалась в районе 75 долларов за баррель. Это немного, ведь во время предыдущих кризисов стоимость достигала более ста долларов за баррель.
Бандитский Брюссель счастлив: ЕС придумал, как стырить российские деньги для Киева
Впервые нефть превысила эту границу в 2008 году, а потом снова вернулась на этот уровень из-за боев в Ливии в 2011. То же повторилось после присоединения Россией Крыма в 2014 году и, наконец, после начала российской спецоперации на Украине в 2022. Но тогда доллар был дороже, чем сегодня.
Спокойный сценарий
Почему же стоимость нефти относительно невелика, и почему многие эксперты ожидают, что она останется примерно на том же уровне? Роль играют три фактора.
Во-первых, Саудовская Аравия недавно увеличила добычу и тем самым расширила мировое предложение. Зачем это делается, до конца неясно, однако эту политику Саудовская Аравия может продолжить. Во-вторых, влияние Ирана на мировую торговлю нефтью ограничено, и на его экспорт приходится около 1,6% мирового потребления, а экспортирует свою нефть Иран в основном в Китай.
Также большинство аналитиков предполагают, что Иран не закроет Ормузский пролив, через который проходят около 20% потребляемой в мире нефти и 20% потребляемого в мире СПГ.
Также маловероятно, чтобы Иран начал атаковать нефтяные танкеры в Персидском заливе и приказал своим союзникам обстреливать саудовские НПЗ.Все эти прогнозы можно обобщить, назвав "спокойным сценарием", и основаны они на простых рассуждениях. Иран нуждается в деньгах от экспорта нефти, а значит, он не будет угрожать ее транспортировке по морю, так как окажет сам себе медвежью услугу. Иран не станет бить по Саудовской Аравии, так как боится, что тем самым втянет в конфликт Соединенные Штаты Америки и понесет еще больший ущерб. Расчет тут делается на то, что исламистский режим в Тегеране рационален (так было до сих пор, и даже в большей мере, чем можно было бы ожидать), что он хочет закончить текущий конфликт и что режим иранских духовных лидеров может выжить, если не пойдет на отчаянные шаги.
Однако для этого сценария необходимо, чтобы и остальные были готовы плюс-минус сохранять спокойствие и статус-кво. Тогда Израиль должен с готовностью прекратить удары и решить проблему иранской ядерной программы на переговорах, не снизив авторитет иранского режима до нуля. Кроме того, нужно, чтобы так же рационально себя повели и Соединенные Штаты и не вступили в конфликт. Тогда у цен на нефть не будет причин для роста. В краткосрочной перспективе это наиболее вероятный сценарий.
Включатся ли Соединенные Штаты?
Но есть и другой сценарий, при котором в войну против Ирана на стороне Израиля выступят Соединенные Штаты Америки. Кстати, то, что они отправили в регион свой авианосец, а в Европу — флотилию воздушных танкеров, говорит в пользу этого варианта. Тогда цель, по-видимому, заключается в тотальном уничтожении иранской ядерной программы. Иран с этим, пожалуй, мог бы смириться, но в таком случае режим, чтобы совсем не лишиться авторитета, будет вынужден как-то ответить.
Скорее всего, Иран нанес бы удар по американским военным базам на Ближнем Востоке, а также устроил бы террористические акты против гражданских целей. Корпус стражей исламской революции, вероятно, попытался бы атаковать и американские или европейские суда в Персидском заливе. В таком случае цены на нефть могут достигнуть ста долларов за баррель, а затем вернуться на уровень примерно 80 долларов. Как минимум на какое-то время, поскольку затем ситуация может урегулироваться и стороны о чем-то договорятся. Такой сценарий также весьма вероятен.
Борьба за жизнь
В худшем случае иранскому режиму придется бороться за свое существование, а лучше сказать, иранские лидеры увидят угрозу для своего существования. В результате они могут нанести удар по всем сторонам, стремясь восстановить авторитет у себя дома и завоевать переговорные позиции за рубежом. То есть ставки будут повышаться, пока одна из сторон не признает, что игра слишком далеко зашла, и не пойдет на компромисс.
При таком сценарии иранцы могут заблокировать Ормузский залив, атаковать саудовские НПЗ и нефтяные месторождения, а также наносить удары по добывающим мощностям в других странах Персидского залива. Добавим к этому удары по американским судам, военным базам и, вероятно, дипломатическим представительствами в мире. При таком развитии событий цена нефти как минимум краткосрочно взлетит выше 124 долларов за баррель. Если будут уничтожены саудовские мощности, то цена может достигнуть и 140 долларов.
Этот сценарий маловероятен, но не исключен. Нужно учитывать, что во время войны может погибнуть нынешний лидер Ирана аятолла Али Хаменеи, которому уже 86 лет. Борьба за наследование ему может сотрясти иранский режим.
В нее могут включиться и представители "младшего" поколения из руководства Революционной гвардии, некоторые из которых якобы хотят любой ценой восстановить прежний революционный дух режима и готовы на радикальные шаги, а часть из них обучена неконвенциональным ассиметричным методам ведения войны. Кстати, в одной американской игре иранские боевики, по-видимому, воплощающие собой бойцов Революционной гвардии, уничтожили почти весь американский флот с минимальными потерями.
Внутренняя напряженность
Наконец, есть еще самый невероятный сценарий. Иранский режим падет, и страна развалится. Иран — государство многонациональное, где потенциально много сепаратистских регионов. Также сильно напряжение между городом и селом, а также между разными политическими группами. Однако каковы нынешняя ситуация и настроения в Иране, предполагать очень трудно.
В любом случае распад страны или гражданская война окажут большое влияние на весь Ближний Восток, но не на стоимость нефти. Иран и так из-за эмбарго экспортирует минимум энергоносителей, и если он выпадет из глобального рынка, это на него не слишком повлияет. Как бы ни развивалась ситуация, нас ждут некоторые, пусть и непродолжительные, сюрпризы.
Свежие комментарии