28 сентября в Республике Молдова состоятся парламентские выборы, которые будут носить судьбоносный характер для дальнейшего политического развития государства.
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
Избирательная кампания проходит в условиях очередной борьбы за определение стратегического вектора развития внешней и внутренней политики.
При этом центральным вопросом остается сохранение интеграционной траектории в направлении Европейского Союза, которая имеет ключевое значение не только для самой Молдавии, но и Украины и региона в целом.Особый вес этим выборам придает парламентская форма правления страны: именно парламент, а не президент имеет основные рычаги формирования правительства и принятия решений.
Следовательно, победа политических сил с пророссийской ориентацией будет означать создание ими правительства, которое будет проводить альтернативный курс развития, что может привести к развороту в российском направлении.
В таком случае президент Мая Санду, которая представляет проевропейскую линию, фактически будет отстранена от определяющего влияния на государственную политику.
В то же время, даже создание коалиции с умеренно пророссийскими силами будет означать неизбежное замедление евроинтеграционных реформ. Такой формат власти способен превратить продвижение в серию компромиссов, которые будут размывать стратегический курс страны.
"Грузинский сценарий" для Молдавии
В регионе уже есть показательный пример подобного разворота — произошедший за последние два года политический откат в Грузии.
В течение нескольких месяцев страна столкнулась с сокращением финансовой помощи, международной изоляцией и прекращением военного сотрудничества с ЕС. Это привело к фактической заморозке переговоров о вступлении и постепенной переориентации Тбилиси в Россию.
Грузия же начала активно выстраивать политические и экономические связи с Москвой, удаляясь от европейского курса. Такое развитие событий показало, что геополитический дрейф в регионе может произойти очень быстро и повлечь за собой необратимые последствия.
Зеленский снова плачет в жилетку. У Украины закончилось оружие
Республику Молдова могут ожидать схожие процессы, в частности, если по результатам парламентских выборов сентября 2025 г. появится пророссийское большинство.
Молдавия получает значительную финансовую поддержку от ЕС. С 2022 года действует программа макрофинансовой помощи (MFA) на 295 миллионов евро, предоставляемая траншами при выполнении договоренных реформ.
Пять траншей уже выплачены, последний — в декабре 2024 года (в общей сложности 50 миллионов евро после выполнения обязательств по судебной реформе, независимости Нацбанка, модернизации таможни и т. п.).
Также утвержден Moldova Growth Plan на 2025–27 годы с объемом 1,885 миллиарда евро (кредит и гранты на масштабные инвестиции), первый "префинанс" — более 270 миллионов евро — уже поступил. ЕС дополнительно оказывает двустороннюю бюджетную поддержку через Инструмент соседства, развития и международного сотрудничества — Global Europe NDICI: в 2021–24 годах бюджетом было запланировано 260 миллионов евро в грантах для поддержки реформ (прежде всего в сферах энергетики, правосудия, зеленой экономики).
Финансовая помощь ЕС для Молдавии напрямую зависит от сохранения реформ. Нарушение обязательств автоматически блокирует выплаты: в частности, невыполнение требований Меморандума MFA-2023 по борьбе с отмыванием средств замораживает транши.
Как показала ситуация в Грузии, Еврокомиссия может перенаправить уже согласованные средства напрямую общинам или НПО, обходя правительство.
В такой ситуации кредиты ЕИБ и ЕБРР тоже станут более ограниченными, сосредотачиваясь на местных или частных проектах. В результате Молдавия рискует ежегодно терять десятки миллионов евро, а ключевые инфраструктурные инвестиции в энергетике, транспорте, медицине и образовании окажутся под угрозой.
Цена разрыва с ЕС
В сфере безопасности сотрудничество Молдавии с ЕС тоже уникально. Несмотря на официальный нейтралитет, в апреле 2023 года в стране заработала Европейская партнерская миссия EUPM по противодействию гибридным угрозам (кибербезопасность, дезинформация), а в мае 2024 года было заключено первое индивидуальное Партнерское соглашение по безопасности и обороне.
Важной составляющей является Европейский фонд мира (EPF) — с 2021 года Молдавия уже получила под его финансированием военное снаряжение на 137 миллионов евро. В случае радикального пророссийского курса, эта помощь может быть быстро сокращена или прекращена.
При этом лояльные для Молдавии программы поддержки останутся, но будут работать более мягкими методами — через местные общины и НПО. Чрезвычайно важен и сигнальный эффект: знание о потере подобной поддержки будет усиливать давление на сектор безопасности Молдавии и ее армию.
Европейский Союз является самым крупным торговым партнером Республики.
На него приходится 53,7% наружного товарооборота (65,4% экспорта). После полномасштабного российского вторжения рынок РФ сократился до около 2–3% торговли, тогда как выручка от западных рынков возросла.
В поддержку Республики Молдовы ЕС временно отменил все пошлины и квоты на молдавскую аграрную продукцию (2022–2023), что значительно увеличило экспорт фруктов и овощей.
Однако эти автономные торговые мероприятия имеют ограниченный срок. В случае их отмены и возврата ограничений на экспорт аграрии Молдавии потеряли бы беспошлинный доступ на европейский рынок — что может сократить экспорт аграрных товаров на 10–20%.
Более того, в европейской политике предусмотрены механизмы "снап-бек": в случае существенных нарушений условий Соглашения об ассоциации Брюссель может возобновить пошлины на отдельные группы товаров. После потери автономных преференций следующим шагом может стать даже временная частичная приостановка Углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли (DCFTA) по политическому решению ЕС.
Такой шаг способен поразить чувствительные для Молдавии сферы легкой промышленности, машиностроения и виноделия.
Страны НАТО не на шутку разругались из-за России. Самые умные побоялись сбивать российские самолеты
Например, потеря даже части беспошлинного доступа к европейскому рынку привела бы к ощутимому падению экспорта и соответствующему снижению ВВП.
Сектор торговли и так сильно зависит от европейского рынка: согласно оценкам, ограничение преференций может обернуться дефицитом более 100 миллионов евро ежегодно и потерей десятков тысяч рабочих мест.
Даже без полного выхода из-под покровительства ЕС вызванная смена курса повлечет за собой политическую изоляцию.
Уже сейчас в Брюсселе говорят, что "текущий курс Грузии де-факто прекратил процесс" членства и целесообразно было бы расторгнуть некоторые соглашения. В аналогичной ситуации Молдавия может лишиться полномочий в европейских институциях и форматах.
В частности, ЕС не исключил бы точечных санкций: например, ограничения на въезд для молдавских чиновников (аналогично инициативе в отношении грузинских чиновников). Граждане страны вряд ли лишатся безвизового режима (как это не было сделано для Грузии полностью), но двойные стандарты по кандидатству в ЕС и торговле приведут к уменьшению влияния Молдавии в регионе.
Не меньше удар будет по доверию международных партнеров. Потеря поддержки ЕС заставит правительство Молдавии искать альтернативных "доноров", вероятнее всего — в России или других странах.
Это будет означать новые геополитические обязательства и усиление зависимости.
Особенно в энергетике, где привычные проекты диверсификации придется прекратить и снова работать с "Газпромом".
Молдавия почувствует риски в финансовом секторе: банки ЕС и крупные инвесторы станут более осторожными из-за возможных нарушений норм борьбы с отмыванием средств и рисков вторичных санкций. Гражданский аспект тоже неблагосклонен: усложнение внешних связей (обменов, программ поддержки образования, визовые барьеры) усилит миграционный отток молодежи и "перелив мозгов" за границу.
* * * * *
Грузинский кейс 2024 доказал: в условиях конфронтации с ЕС геополитический курс страны может измениться за считанные месяцы, а последствия будут масштабными.
Для Молдавии жесткий разворот в сторону России будет означать кризис в отношениях с Евросоюзом в финансовой, торговой и политической сферах.
Даже мягкое отступление (замедление реформ без официального выхода из орбиты ЕС) приведет к замедлению переговоров, замораживанию помощи и стремительному росту неопределенности для бизнеса и общества.
Именно поэтому результаты сентябрьских выборов приобретают чрезвычайное значение для будущего Молдавии: ведь сохранение или сворачивание проевропейского курса зависит от новых народных избранников и их политической воли.
Свежие комментарии