С-400 «Триумф» — российская модификация советской зенитно-ракетной системы С-300. Предназначена для защиты гражданских и военных объектов от вражеского нападения. Среди уничтожаемых целей — самолеты, стратегические крылатые, оперативно-тактические и тактические баллистические ракеты, а также баллистические ракеты среднего радиуса действия.
С-400 может не только самостоятельно вести огонь, но и руководить сетью различных систем противовоздушной обороны в условиях интенсивного поражения воздушных целей. «Лента.ру» рассказывает о создании и боевом применении С-400.История создания
После окончания Второй мировой бывшие союзники по Антигитлеровской коалиции СССР и США вступили между собой в холодную войну, активно разрабатывая средства нападения, в том числе крылатые ракеты с ядерными боеголовками, а также планируя привлечь самолеты стратегической и тактической авиации.
В период Корейской войны 1950-1953 годов, когда опасность полномасштабного боевого столкновения между двумя сверхдержавами резко возросла, в СССР приступили к созданию противоракетной системы ПВО, которая постоянно совершенствовалась и модернизировалась.
В 1955 году на вооружение был принят зенитно-ракетный комплекс (ЗРК) С-25, в 1957-м — С-75 «Двина», в 1961-м — ЗРК С-125 «Нева» (экспортное наименование — «Печора»), в 1967-м — С-200.
Им на смену пришла зенитно-ракетная система (ЗРС) С-300, ставшая первой отечественной ЗРС с полной автоматизацией боевой работы. ЗРК С-300П («ПВО страны») был принят на вооружение в 1979-м, ЗРК С-300В («Войсковая») — в 1983-м, ЗРК С-300Ф («Флотская») — в 1984-м. Для Сухопутных войск «трехсотые» конструировались на гусеничной базе, для войск ПВО СССР — на колесном шасси.
Главный разработчик «трехсотых» концерн «Алмаз-Антей» постоянно модернизировал ЗРК, выпуская все новые варианты.
Поступивший на вооружение в 1985 году С-300ПМ/ПС имел более современное шасси и новую зенитно-управляемую ракету (ЗУР). В 1992-м на вооружение был принят ЗРК С-300ПМ1, способный одновременно использовать ЗУР разных типов, в том числе ЗУР 48Н, имеющую дальность поражения до 195 километров и скорость перехвата цели до 2100 метров в секунду, что позволяло уничтожать сверхзвуковые ракеты.
В 1997-м был принят на вооружение С-300ПМ2 (экспортный вариант С-300ПМУ2). Максимальная дальность поражения целей у ЗРК увеличилась, зенитно-ракетный комплекс получил возможность уничтожения баллистических ракет средней дальности, с увеличением до 36 одновременно обстреливаемых целей.
Стоимость и испытания
Дальнейшим развитием линейки «трехсотых» стал С-300ПМЗ, позднее переименованный в С-400 «Триумф», разработанный под руководством доктора технических наук и генерального конструктора НПО «Алмаз» имени академика А.А. Расплетина (входит в концерн «Алмаз-Антей») Александра Леманского.
Генеральный директор «Алмаз-Антей» в 2001-2011 годах Игорь Ашурбейли в интервью «Российской газете» отмечал:
Разработка «четырехсотки» обошлась России всего лишь в сумму около 170 миллионов долларов США по эквиваленту курса того времени. А запуск в серийное производство мы вообще осуществили за собственные внебюджетные средства. По критерию «цена — качество» реализация проекта С-400 аналогов в мире не имеет и, уверен, иметь в ближайшее время не будет. Например, разработка американского «Патриота» стоила Пентагону миллиарды долларов
С 1999 по 2003 год новая российская зенитная ракетная система проходила испытания на полигоне Капустин Яр в Астраханской области, 28 апреля 2007 года постановлением правительства России система «Триумф» была принята на вооружение, а 6 августа того же года первый дивизион и командный пункт С-400 заступил на боевое дежурство в Подмосковье.
Успех создателей нового ЗРК был омрачен кончиной Леманского, который скончался на полигоне Капустин Яр 27 сентября 2007 года от сердечной недостаточности в возрасте 72 лет.
Валерий Кашин писал в «Военно-промышленном курьере» о Леманском:
Степень загрузки Александра Алексеевича работой по ЗРС «Триумф» превышала все мыслимые пределы: это сотни дней неиспользованных отпусков, работа дома после рабочего дня и в выходные, а если и случались редкие отпуска, то на неделю или на несколько дней. Такое впечатление, что он пытался обогнать ход времени. При этом он всегда оставался вежливым, с мягким юмором, приказаний не отдавал, а, скорее, обращался к сотрудникам с просьбой. Зато его просьбы сотрудники стремились безотлагательно выполнить
Конструктивные особенности
Внешне С-400 похож на С-300ПМ2, однако технические возможности «Триумфа» значительно выше, чем у предшественника — прежде всего за счет новых ЭВМ, радаров и ракет.
Зенитно-ракетный дивизион С-400 состоит из двух батарей. В радиотехническую батарею входит пункт боевого управления 55К6Е на базе грузовика Урал-5323, а также радиолокационный комплекс обнаружения 91Н6E с панорамным радаром с защитой от помех, работающий в дециметровом диапазоне — на шасси Минского завода колесных тягачей (МЗКТ-7930). В составе стартовой батареи может быть до двенадцати транспортно-пусковых установок, а также комплекс средств технического обеспечения 30Ц6Е.
Зенитно-ракетному комплексу могут придаваться радиолокационные станции для обнаружения самолетов с технологией малозаметности для радаров, например, «Гаммад-ДЕ» или «Противник-ГЕ», а также различные системы радиотехнической разведки, в том числе 1РЛ220ВЕ.
С-400 может использовать разные типы ракет, в том числе и 40Н6Е, с максимальной дальностью пуска до 380 километров. «Четырехсотые» могут брать на себя управление сразу целым позиционным районом противовоздушной обороны, объединяя различные зенитно-ракетные комплексы и отдавая им приказания на поражение целей, в том числе с помощью более старых систем.
Кроме того, С-400 активно взаимодействуют с самолетами-разведчиками (например, самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50) и истребительной авиацией, чей радиус действия превышает зону поражения любой ЗУР. Как шутят в войсках, «лучшее средство противовоздушной обороны — это наш танк на неприятельском аэродроме».
Как и на С-300, пуск ракет на С-400 осуществляется из вертикально поднятых труб транспортно-пускового контейнера — с помощью газовой катапульты ЗУР выбрасывается из пускового контейнера вверх на высоту 10-15 метров, после чего рули управления разворачивают ракету на заданный курс, и она устремляется к цели. Благодаря вертикальному старту обеспечивается обстрел целей в радиусе 360 градусов без разворота пусковой установки в направлении стрельбы.
Тактико-технические характеристики
Дальность обнаружения целей С-400 составляет до 600 километров, максимальная скорость поражаемых целей — 4800 метров в секунду, количество одновременно обстреливаемых целей — 36, количество одновременно наводимых ЗУР — 72.
Минимальная дальность поражения цели составляет 3 километра, максимальная (без учета ракеты 40Н6Е) — 250 километров, минимальная высота поражения цели — 5 метров, максимальная — 35 тысяч метров.
Скорость перемещения ЗРК С-400 по шоссе составляет до 60 километров в час, по грунтовым дорогам — 40 километров в час, по пересеченной местности — 25 километров в час. Время развертывания ЗРК из походного положения — пять минут, время приведения в боевую готовность из развернутого состояния — три минуты.
С-400 может эксплуатироваться при температуре от минус 50 до плюс 50 градусов и применяться как по воздушным, так и по наземным целям.
Модернизация и боевое применение
Дальнейшим развитием «четырехсотки» стал ЗРК С-500, первые образцы которого стали поступать в российские войска осенью 2021 года.
Помимо Российской Федерации, «Триумфы» состоят на вооружении Алжира, Белоруссии, Индии, Китая, Турции. Боевое применение С-400 произошло в ходе вооруженного конфликта на Украине.
Свежие комментарии