Ради спасения угольной отрасли от массовых банкротств можно увеличить отгрузку угля на экспорт через западные порты, для чего необходимо субсидировать железнодорожные перевозки в этом направлении. Об этом говорится в письме замминистра транспорта Алексея Шило в адрес Минэнерго и РЖД, отправленном в середине января, сообщают «Ведомости».
Из текста документа следует, что предложение сформулировано в рамках подготовки совместного доклада в правительство.
Речь идет о целевой субсидии из бюджета или резервного фонда правительства, механизм в целом должен напоминать тот, что действует для перевозки моторного топлива в направлении Дальневосточного федерального округа.Западные порты в 2024 году были недозагружены, и перенаправление туда угольных потоков могло бы исправить ситуацию. Но проблемой остается экономическая целесообразность такого решения, ведь для угольных компаний такой экспорт убыточен.
В письме Шило говорится, что Минэнерго должно предусмотреть средства, определить размер субсидий и механизм компенсации затрат, а также составить перечень компаний, которые могли бы подать заявления на поддержку. При этом Минтранс хотел бы содействовать только в вывозе дешевого энергетического угля (коксующийся и антрацит, полагают в ведомстве, в поддержке не нуждаются) и установить целевые показатели.
Чиновник считает, что РЖД могли бы предоставлять скидки на перевозку угля в западном направлении и сами, но только при экономической целесообразности. Однако в операторе уже подчеркнули, что и без того дают максимальные скидки для угля, а расширение объема преференций приведет к непокрываемым убыткам.
Эксперты отмечают, что об эффективности указанных мер можно говорить только после того, как станет ясен размер субсидий и их достаточность.
По оценкам NEFT Research, в прошлом году средняя убыточность экспорта угля составляла 4,5 тысячи рублей за тонну.В декабре прошлого года президент России Владимир Путин поручил правительству срочно разработать меры поддержки угольной отрасли, которая, по данным Центробанка, в целом стала убыточной.
В рамках этой задачи власти начали готовить особый порядок банкротств для компаний, который позволил бы продолжать работу на шахтах и разрезах и не создавать социальной напряженности в регионах. Представители отрасли полагают, что для небольших предприятий риск банкротств достаточно высок, так как перспектив улучшения ситуации с экспортом и доходами не просматривается.
Свежие комментарии