Напряженность вокруг мирных переговоров между Россией и Украиной нарастает. После своей февральской стычки с президентом Украины Владимиром Зеленским в Овальном кабинете президент Дональд Трамп ясно дал понять, что видит в нем лишь препятствие мирному урегулированию. В апреле Трамп обвинил Зеленского ни много ни мало в развязывании войны.
Сегодня в Лондоне проходят мирные переговоры (куда американские чиновники высшего звена даже не приехали), а Трамп разнес Зеленского за отказ признать российский суверенитет над оккупированной украинской территорией и потребовал полного прекращения огня.Вопрос: кто же тут блефует? Украина лишь ожесточается. Никакого соглашения по недрам так и не подписано, хотя Киев согласился начать работу над зоной свободной торговли с Америкой. В среду Зеленский заявил: “Мы, Украина, настаиваем на немедленном, полном и безоговорочном прекращении огня. Мы готовы к немедленному прекращению огня, по крайней мере, по гражданским целям и уже говорили об этом. Это должно стать общим и главным приоритетом для всех партнеров — спасение жизней”.
Трамп возмутился. “Он может заключить мир — или воевать еще три года, пока не потеряет всю страну, — написал он у себя в соцсети Truth Social. — Мы очень близки к соглашению, и человек, у которого нет козырей в рукаве, должен, наконец, согласиться”. Пресс-секретарь Белого дома Кэролайн Левитт сообщила, что Трамп “разочарован” и его терпение “на исходе”. Еще бы. Трамп с его выдержкой, как у младенца, обещал в ходе предвыборной кампании принести “мир для нашего поколения” (эту фразу произнес британский премьер-министр Невилл Чемберлен о Мюнхенском соглашении и последующей англо-германской декларации, повторив слова Бенджамина Дизраэли, вернувшегося с Берлинского конгресса в 1878 году. – Прим. ИноСМИ) за 24 часа. Теперь же обещанные часы превратились в месяцы.
План Трампа дает России практически все, что она просила: отказ принимать Украину в НАТО, полное снятие санкций, юридическое признание аннексии Крыма и контроль над оккупированными территориями на востоке страны. Проблема для Путина (если, конечно, считать это проблемой) заключается в том, что у него мало стимулов идти на соглашение. На данный момент российские войска продолжают двигаться вперед на территории Украины, а размолвка между Киевом и Вашингтоном играет на руку Москве. Вице-президент Джей Ди Вэнс подтвердил, что администрация готова умыть руки. Зачем, спрашивается, соглашаться на сделку, если Трамп может просто бросить Украину?
Загвоздка для Трампа в том, что он и сам не ожидал, что его угрозы союзникам по НАТО окажутся настолько успешными. Можно даже сказать, что Трамп передавил и запугал европейцев настолько, что они ринулись действовать. Германия, Франция и Великобритания наращивают военные бюджеты и крепят сотрудничество. Новый канцлер Германии Фридрих Мерц объявил о дополнительных расходах на оборону и инфраструктуру в размере триллиона евро. Более того, они не выказывают никаких признаков ослабления поддержки Украины. Наоборот, лишь наращивают помощь. Быть может, Зеленский рассчитывает, что, покуда на его стороне Европа, он сможет, в некотором смысле, действовать в одиночку — или, по крайней мере, без американской поддержки. В этом отношении своим выкручиванием рук европейцам и требованиями нарастить поддержку Трамп сам подорвал собственное влияние на переговорах с Украиной. Такое чувство, что он и сам не рассчитывал, что они прислушаются к его попрекам и увещеваниям. Как пишет Мелинда Харинг из Атлантического совета: “Все взоры обращены на Европу. Сможет ли Старый свет предоставить достаточное количество оборудования и гарантий безопасности, чтобы удержать Украину в борьбе до конца 2025 года? Лишь время покажет”.
Суровый факт заключается в том, что американское влияние по всему миру ослабевает. Может, Трамп и убежден, что все козыри по-прежнему у него, но Европа, Россия и Китай наверняка смотрят на это иначе. Украина может оказаться первым случаем, когда администрация Трампа не достигнет поставленных целей.
Джейкоб Хайльбрунн — редактор The National Interest, внештатный старший научный сотрудник Евразийского центра Атлантического совета. Автор статей как по зарубежным, так и по внутренним вопросам для ряда изданий, включая The New York Times, The Washington Post, The Wall Street Journal, Financial Times, Foreign Affairs, Reuters, Washington Monthly и The Weekly Standard. Также писал для немецких изданий, включая Cicero, Frankfurter Allgemeine Zeitung и Der Tagesspiegel
Свежие комментарии